Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
_____________________________________________________________
Степан
Эрьзя
(Проектно-исследовательская работа)
Выполнила:
Подъячева Екатерина Николаевна,
ученица 4 «А» класса.
Руководитель:
Осипович Ирина Вениаминовна,
учитель начальных классов
МО Рузаевка, 2012
Содержание
Введение.
Основная часть.
Заключение
4. Использованные источники
Введение
Работы нашего земляка, всемирно известного скульптора Степана Эрьзи, по праву считают одним из самых удивительных явлений мирового искусства XX века.
Но что знаем о его творчестве мы, жители Мордовии, в частности мои одноклассники? Мы провели опрос и выяснили, что из 20 человек, участвующих в опросе, слышали имя С.Эрьзя — 14 человек. Знают, что это скульптор только 5. Его работы не видел никто. Знают отчего произошла фамилия скульптора 7 человек. 19 моих одноклассников хотели бы познакомиться с творчеством С.Эрьзи, и только один не выразил такого желания. Но, я уверена, что он изменит своё мнение, когда посетит Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи в г.Саранске. Данные опроса заставили меня найти информацию о великом сыне мордовского народа Степане Дмитриевиче Нефёдове.
Актуальность моей работы не вызывает сомнения. Каждый образованный человек должен знать историю своего народа, его выдающихся представителей. В преддверии празднования 1000-летия единения народа Мордовии с народами России это своевременно.
Гипотеза. Если я узнаю о творчестве С.Д.Эрьзи, то смогу рассказать о нём своим одноклассника, этим я помогу поднять их культурный и образовательный уровень.
Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.
Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший элемент культуры мордовского народа.
Цель работы: познакомиться с жизнью и творчеством С.Эрьзи, получить новые знания.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме;
2.Посетить Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Эрьзи в г.Саранске.
В своей работе я использовала метод наблюдения, теоретическое изучение литературы и Интернет – источников.
Основная часть
Степан Дмитриевич Нефёдов, выдающийся скульптор XX века, известен всему миру под именем Эрьзя. Этот псевдоним он взял в честь маленького талантливого мордовского народа, к которому принадлежал.
С.Д.Эрьзя родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье эрзянского крестьянина. Его первыми художественными впечатлениями были вышивки матери, резьба по дереву старшего брата и поделки отца из корневищ и сучьев деревьев, которые он приносил детям из бурлацких походов по Волге.
Художественные способности Степана проявились очень рано — замкнутый и необщительный по характеру, он мог часами рисовать мелом и углем, лепить фигурки людей и животных из глины. Отец, Дмитрий Иванович, первым заметил природные способности мальчика и отдал его учиться в церковно-приходскую школу села Алтышева, а затем в иконописные мастерские Алатыря и Казани. Местные купцы, восхищенные декорациями, сделанными Степаном к любительскому спектаклю по произведениям А. С. Пушкина, показали его рисунки директору московского Строгановского училища, и в 1901, почти не зная русского языка, будущий художник поехал в Москву учиться.
В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на живописное отделение. В 1903 году он перешел в скульптурный класс. Именно учась на скульптурном отделении, Степан Дмитриевич и начал подписывать свои произведения псевдонимом «Эрьзя».
В 1906 году Степан Нефедов-Эрьзя отправился в заграничное путешествие в Италию и во Францию для совершенствования своего мастерства и изучения лучших произведений мирового искусства. Испытывая страшную нужду, не зная ни итальянского, ни французского языков, не имея крыши над головой, он использовал малейшую возможность работать творчески. В этот период ему посчастливилось познакомиться с хранителем музеев Ломбардии Уго Неббиа и при его содействии никому неизвестный мастер принял участие во Всемирной выставке в Венеции в 1909 году. Он был единственным от России на Всемирной выставке искусств в Венеции, где показал мраморную скульптуру «Последняя ночь осужденного перед казнью». Скульптура произвела огромное впечатление на зрителей, Эрьзю стали называть «русским Роденом».
Через год Эрьзя «гремел» на Международной выставке в Ницце, на Всемирной выставке в Риме. Вскоре он обосновался в Париже, где приобрел мастерскую по соседству с Роденом, а в 1913 году с успехом провел первую персональную выставку.
Эрьзя относится к числу тех немногих скульпторов, которые работали без эскизов. Уже ранние его произведения были созданы методом прямой вырубки в мраморе, что свидетельствовало о высоком профессионализме скульптора. У Эрьзи были сильно развито ощущение материала. Он заранее представлял себе, как его замысел будет «звучать» в мраморе, дереве или цементе. Это чувство в будущем он разовьет до совершенства. Эрьзя до глубокой старости отделывал свои произведения сам до последнего штриха.
Судьба бросала Эрьзю в разные концы планеты: он жил в Италии, Франции, дольше всего — в Аргентине.
В Латинскую Америку Эрьзя попал с миссией «пропаганды советского изоискусства»: в 1926 году Наркомпрос направил его в зарубежную командировку для показа своих работ. После Парижа, где вновь звучали восторженные отзывы в прессе, он принял предложение устроить выставку в Монтевидео, но не получил визы в Уругвай и осел в Аргентине. В этой стране мастер обнаружил субтропические деревья кебрачо и альгарробо — необычайно твердые, с выразительным рисунком и широким спектром цветовых оттенков. Они во многом определило индивидуальность новой манеры художника. За 23 года жизни в Америке скульптор создал настоящие шедевры, участвовавшие в престижных выставках и салонах.
«Русский маэстро» снискал там небывалую популярность, много выставлялся, приобрел множество премий и почетных званий.
Ныне хранящиеся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств скульптуры свидетельствуют о незаурядном даровании скульптора, его способности на редкость убедительно передавать внутренний мир человека, тонко чувствовать эмоциональные возможности пластики.
Однако ностальгия звала его на далекую родину. Лишь в 1950 году, после нескольких лет ожиданий, Эрьзя получил разрешение Сталина и смог возвратиться в СССР. Он привез с собой более 250 произведений работ, которые подарил государству.
Большая их часть теперь хранится в Республиканском музее изобразительных искусств. Однако немало работ до сих пор находятся в частных коллекциях и музеях.
Скончался скульптор-труженик за работой в своей мастерской в декабре 1959 года в Москве, а похоронен в Саранске. После смерти С.Д.Эрьзи его произведения вернулись на родину мастера — в Мордовию.
Мало кто из российских скульпторов удостоился в 20-м веке такого широкого признания, как Степан Нефедов. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954 году к выставочному залу на Кузнецком мосту: там состоялась первая выставка мастера после возвращения из длительной эмиграции, ставшая последней при его жизни. Вновь работы Эрьзи демонстрировались в Москве лишь в 1976 году, и вновь зрители хлынули к легендарному скульптору.
Заключение.
Среди плеяды имен выдающихся мордовских художников, писателей, актеров, ученых, музыкантов ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова — Эрьзи достигло высот мировой известности. Всюду, куда забрасывала его судьба этот мастер сумел оставить о себе прекрасную память в своих творениях, которые невозможно забыть, если суждено хоть раз увидеть!
Масштабная коллекция произведений Эрьзи — гордость МРМИИ, основанного в Саранске в 1960 году. Сын потомственного волжского бурлака из племени эрзя обессмертил этническую группу Мордовии, к которой принадлежал и чье название сделал своим артистическим именем.
Достойной данью памяти Степана Дмитриевича Эрьзи является Мордовский республиканский музей Изобразительного искусства , носящий его имя и обладающий самой большой (свыше 200 работ) и уникальной коллекцией его скульптур. Около 30-ти работ Эрьзи вошли в собрание Государственного Русского музея. Государственная Третьяковская галерея обладает лишь тремя его скульптурами.
Произведения Степана Дмитриевича Эрьзи раскрывают его сложный творческий путь, его бесконечные искания, яркую и сильную художественную индивидуальность. Эрьзя поместил Человека, его душу, мысли и чувства в центр своего искусства, заставляя сопереживать зрителя и преклоняться перед гениальным творением природы.
Творчество Степана Эрьзи — проявление духовного могущества народа, яркое свидетельство его созидательных возможностей. Малая родина всегда была центром духовного притяжения, рождала темы и образы, воплощенные в великих творениях мастера. Здесь он приобщался к богатым традициям культуры своего народа, здесь шло становление первых профессиональных навыков. Высокий гуманизм, поэтичность и глубина творчества выдающегося скульптора будут притягательны во все времена.
Использованные источники:
1. Степан Дмитриевич Эрьзя. Альбом. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1987
2. Галина Градова. Дело мастера. «АиФ. Мордовия»№14 4-10 апреля 2012г.
3. https://erzya.info/
4. https://www.erzia-museum.ru/
5. http://www.bestreferat.ru/
6. http://festival.1september.ru/
7. http://www.bibliofond.ru/
8. https://erzya.info/
9. https://finugor.ru/