Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
«Тайна юмора и сатиры». Н.Носов «Федина задача» | ||
Цель | Дать представление о сатире и юморе, показать значение юмора на примере произведения Н.Н.Носова «Федина задача» | |
Планируемые результаты | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
|
| Личностные:
Метапредметные: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Основные понятия | Юмор | |
Ресурсы | Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Часть II. Рабочая тетрадь. Часть – 2. Выставка книг, презентация – биография Н.Носова, рассказ «Федина задача в звукозаписи, карточки | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
IОрганизацион ный этап Цель: включение учащихся в учебную деятельность | Долгожданный дан звонок Начинается урок.
| Мотивация |
IIАктуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Ребята, посмотрите на доску. Здесь произошла какая-то путаница. Помогите разобраться. Названия, каких произведений написаны на доске? Приключения шляпа Незнайки Мишкина Живая каша — Отгадайте, из каких произведений эти отрывки: (отрывки читает ученик) «Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет. — Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка. — Куда ты лезешь? Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды». (Мишкина каша) Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ? «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает? — Ну, пойди, посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку». (Живая шляпа) Подходит ли этот заголовок или нет? Почему? «О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом. — Ого! – говорит. – Скользкая. Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. — Что делать? – думает. Думал, думал и придумал. (На горке) Вы согласны с заголовком автора? Есть ли рисунки, которые подходят к этим произведениям? Молодцы, хорошо знаете эти произведения.
— Кто автор этих произведений?
| Принимать и сохранять учебную задачу; выражение своих мыслей; аргументация своего мнения. Объяснения детей
А зачем вообще нужна сатира, юмор в произведениях писателей. Постановка темы, цели |
IIIРабота над новым материалом Цель: включение нового знания в систему знаний Рефлексия учебной деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | Шахурова Лиза, Радионова Валерия расскажет нам о творчестве Н.Н.Носова (Презентация) Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. — Какие профессии освоил Н.Н.Носов? — Как он стал писателем? — Какие произведения писал Н. Н. Носов? — Над каким произведением будем работать? Отгадайте. Ачадаз анидеф
— Как вы думаете, кто главный герой этого произведения? — Как, по-вашему, справится ли Федя с задачей? — Послушайте рассказ и подумайте, что же помешало мальчику решить задачу?
— Бывают произведения сатирические, а бывают юмористические. — А вы знаете что такое сатира? — Что такое юмор? В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль
ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое Вопросы:
А как об этих понятиях говорит Носов? Слайд 4
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.
Как вы думаете, на какой вопрос мы постараемся сегодня ответить? (Проблема)
Словарная работа. Прежде, чем мы познакомимся с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача» я нашла слова, значение которых вам может быть непонятным и это может затруднить восприятие текста. — Рокочущим басом – низким мужским голосом — Титулярный советник – гражданский чин 9 класса — Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. — Борзая – быстрая — Репродуктор – громкоговоритель
Тройка борзая – упряжка в 3 лошади, быстрая, резвая.
4) Включение звукозаписи. Текст читает Л. Дуров
5) Работа над анализом текста — Понравилось вам произведение? — Что понравилось? — Каким вам представляется Федя Рыбкин? — Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? — Почему Федя не мог решить задачу? Как вы поняли? Эксперимент. Попробуйте прочитать карточку самостоятельно (шепотом), которая лежит у вас на парте (В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка) — О чем вы прочитали на этой странице? — Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя «плохая песня». Музыка отвлекала и вас. Выборочное чтение
Работа в группах
1 группа «Мыслители» — Словесное рисование: -Представьте встречу Юры и Феди. Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Инсценирование.
2 группа «Исследователи» — Какой номер был задан Феде? Сколько раз Федя начинал читать задачу? Найдите ответ в тексте. 3 группа «Аналитики» — подобрать пословицы и поговорки к рассказу
Дурная голова ногам покоя не дает. Дело мастера боится. Делу время, потехе час. Кончил дело, гуляй смело. Не спеши языком, спеши делом. Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. За много дел не берись, а в одном отличись. Всему своё время. Работа не волк, в лес не убежит.
4 группа «Консультанты» — составить советы как правильно готовить домашнее задание
Памятка Выдать всем памятки. 10. Отчет групп о проделанной работе
Как автор относится к герою своего рассказа? Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять? — Какой совет вы могли дать Феде? — Какой Федя ученик? — Не случалось ли с вами подобных историй? Вспомним цель урока. Какой это рассказ сатирический или юмористический? Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? — Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле? — А с вами этого не случалось? — Какой совет вы могли дать Феде? Тест. Выставка книг. VI. Итог: Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить. Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам. Работали сегодня хорошо, особая благодарность докладчикам, чтецам. (Самооценка учащимися) VII. Домашнее задание – творческое: решите Федину задачу за время, р.т.с. 80 №4. | Умение доносить информацию до слушателей. Юмористические. Федина задача.
(Глядя на иллюстрацию, я думаю, что речь пойдет о …). Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным). Работа со словарём. Дети высказывают своё мнение. («Федина задача»)
Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным). Формируют цель урока.
Работа со словарем. Умение находить нужную информацию. Умение слушать Самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам) (Чтобы было веселей) Ему мешала музыка Эксперимент (Не поняли) Нет (ему мешала музыка) Нахождение нужной информации Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Чтоб дети смеялись над своими недостатками, избавились от них. «Сколько на это ушло времени, а если бы Федор не включал музыку, он решил бы задачу быстро, не отвлекаясь на посторонние звуки».
|