Урок по литературному чтению.
Тема: «Творчество Г.-Х. Андерсена. Сказки «Дикие лебеди».
4 «Г» класс, УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова и др., МАОУ «СОШ №16»
Учитель: Давлетшина А.Р.
Цели:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена;
познакомить с произведением Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»;
развивать внимательность, память;
развивать умение работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
воспитывать сознание ответственности за свои поступки: мысль о могуществе добра, силы любви, самопожертвовании, трудолюбии и доброжелательном отношении к окружающим;
Оборудование: проектор, иллюстрации из сказок и портрет Г.-Х. Андерсена, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку, все ли принадлежности у вас на парте, если всё в порядке, садитесь.
-Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение на данный момент? (Дети показывают соответствующие смайлики)
2. Актуализация знаний.
-Любите ли вы читать сказки? (Ответы детей)
-Какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, о животных)
-А кто мне напомнит, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»)
-К какому виду относится эта сказка? (Волшебная)
-Правильно, молодцы!
3. Постановка целей и задач урока.
-Посмотрите на доску. Иллюстрации из каких сказок вы идите? («Снежная королева», «Гадкий утенок», «Свинопас», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Дюймовочка»)
-Кто из вас помнит автора этих сказок? (Г.-Х. Андерсен)
— Кто может озвучить тему сегодняшнего урока? (Ответы детей)
-Правильно. Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.-Х. Андерсена и с одной из его сказок «Дикие лебеди»
4. Знакомство с биографией писателя.
-А сейчас внимание на экран. Познакомимся с жизнью и творчеством писателя.
-Давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки Г.-Х. Андерсена. Для этого объединитесь в группы и ответьте на вопросы, которые на листке. (Выполняют задание в группах)
-Выполнив викторину, поменяйтесь листками с соседней группой и проверьте их работу, воспользовавшись правильными ответами, которые вы увидите на доске. (Взаимопроверка)
5.Работа в учебнике.
Чтение учителем начала сказки.
-Какие чувства вызвало у вас начало сказки?
-Как автор описывает детей в начале сказки?
-Какие изменения произошли в жизни героев, с чем это связано? (Мачеха превратила принцев в диких лебедей, а Элизу отправила в деревню к крестьянам на воспитание)
-Чем любила играть Элиза и почему? (Зеленым листочком, так как других игрушек у нее не было, и когда она смотрела сквозь дырочку в листочке на солнце, ей казалось, что она видит ясные глаза братьев)
Чтение по цепочке.
—Почему отец Элизы, взглянув на нее, испугался и сказал, что это не его дочь?
(Так как злая королева натерла Элизу соком грецкого ореха и спутала ее волосы, и отец ее не узнал)
-Какой вы видите мачеху? (Злой, с холодным сердцем)
-Какое решение приняла Элиза? (Разыскать своих братьев)
6.Физкультминутка.
-Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет – то приседаете.
«Бременские музыканты», «Новое платье короля», «Красная шапочка», «Теремок, «Русалочка», «Золушка», «Принцесса на горошине», «Старик Хоттабыч», «Снежная королева».
Продолжение работы над произведением.
Читают хорошо читающие ученики.
-Что она заметила на берегу? (11 белых перьев)
-О чем поведали братья Элизе? (о заклятье)
-Что попросила Элиза? (Забрать ее с собой)
7. Итог урока.
-Вы дочитали сказку в сокращении. Здесь нет концовки. А как вы думаете, чем закончится сказка? (Ответы детей)
— На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
8. Рефлексия.
-Закончите фразу «Сегодня на уроке я узнал…»
-Оцените свою работу за целый урок. Для этого воспользуйтесь лесенкой на доске. На которой 3 уровня.
9. Домашнее задание.
1) Взять учебник в библиотеке и прочитать до конца эту сказку.
2) Составить тест по сказке (желающим).