Урок литературное чтение 4 класс Брагина Светлана Анатольевна
Тема: Урок исследование С. Есенина «Бабушкины сказки»)
Цели урока:
Познакомить со стихотворением С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Планируемые результат:
Предметные УУД:
Умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом про себя , увеличивать темп чтения вслух
Метапредметные УУД:
Р. Формулирование учебной задачи планирование вместе с учителем,оценивание своей работы;
П. Учить анализировать поэтическое произведение, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений,
Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу,
Учить рассуждать, делать выводы;
К. Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Закреплять навыки групповой работы над текстом;
Личностные УУД: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71;
Презентация «На родине С. Есенина»
аудиозапись песни «Бабушкины сказки»
тексты стихотворений Сурикова, Плещеева.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых технологий | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в мин) | |
1 | Организационный момент |
| Мотивирует учащихся на деятельность | Готовятся к уроку, настраиваются | 1 мин |
2 | Речевая разминка |
| Выполним несколько упражнений для развития артикуляции Дыхательная гимнастика. Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 раскрыв рот, как бы на звуке – а. – Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу. Речевая разминка Ра-ра-ра- начинается… ( игра) Ре-ре-ре — носим воду мы в … ( ведре) Ри-ри-ри- сидят на ветке… ( снегири) Ры-ры-ры- у меня в руке… ( шары) | -Читают «птичьим базаром», — с интонацией удивления; — с интонацией восхищения; — с веселой интонацией; — выразительно; — придумывают заголовок | 3 мин |
3 | Проверка домашнего задания | Работа в парах | На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали? Организует выразительное чтение | Валерия Яковлевича Брюсова Дети выразительно читают стихи друг другу. Взаимооценка | 5 мин |
4 | Актуализация знаний | Фронтальная работа | Кто проводит утром в школу и с уроков заберет? — О ком идёт речь? — Почему я начала наш урок с этого стихотворения? | Бабушка | 2 мин |
В этом имени – слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней Грусти, юности, чистоты … Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты … | Это Есенин.
|
| |||
5 | Формулирование учениками темы и задач урока |
| Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение? Сформулируйте тему урока полностью Зная тему, поставьте задачи урока | Это Есенин. Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки” Познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учиться правильно, выразительно читать | 3мин |
6 | Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина | Прием «Инсерт» ٧— я знаю; + – новые знания; — -думал иначе; ?- хочу знать больше | Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Какие стихи Есенина вы знаете? Какая тема главная в творчестве Есенина? Организует работу с библиографическим текстом. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери) “Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю. Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. | Тема Родины, о родной природе Ученики читают текст, делают соответствующие маркировки в ; Осмысление прочитанного. Подведение итогов. | 7 мин |
7 | Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия |
| — Бабушка – сколько в одном этом слове заключено нежности, тепла, доброты, безмерной любви и заботы! Это бабушка расскажет нам на ночь любимую сказку и споет колыбельную, угостит самыми вкусными на свете пирогами, а если вдруг мама отругает, то именно бабушка обязательно пожалеет и приласкает. Наверное, поэтому все стихи о бабушке будто наполнены светом, льющимся из каждой строчки подобно яркому солнечному свету. | Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают | 5 мин |
8 | Физминутка |
| У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой
|
| 1 мин |
9 | Чтение и анализ стихотворе ния |
| Проверка: Уточним значения некоторых слов: по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной бредём – синоним – шагать Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.) салазки – маленькие деревянные ручные санки Могли быть такие в детстве у Есенина? загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих) Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше? А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.) Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения? | Самостоятельная работа. Дети читают и отмечают непонятные слова. Работа со словарем Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка | 5 мин |
10 | Выразительное чтение | Работа в парах | Наблюдает за работой учеников. Проверка:Какие чувства нужно передать при чтении? первые четыре строки – детиусталиследующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкийпоследние – обрадовались О чем же это стихотворение? | Работа с учебником с. 71 Чтение в парах Взаимопроверка. Оценивают смайликами. 1-2 ученика громко выразительно читают О теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой. | 5 мин |
11 | Исследование «Бабушка в изображении русских поэтов»
| Работа в группах .
| — А теперь давайте проведем небольшое исследование. Я предлагаю вам прочитать стихи, подобранные мною заранее, и сопоставить их со стихотворением С. Есенина. Перед началом исследования сделаем предположение. гипотезы
Для исследования предлагаются стихотворение А. Н. Плещеева «Бабушка и внучек» и стихотворение И. З. Сурикова «Детство».
| План работы:
|
|
|
|
Работа в парах Спросить 2-3 человека. | Учитель: подготовьтесь к выразительному чтению. Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения. Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске: — короткая пауза I — пауза средней длины II — длительная пауза ↑ — повышение голоса ↓ — понижение голоса Проверка: первые четыре строки – дети устали, Помним – стихи читаем… Выразительное чтение стихотворения, выставление оценок. |
Работа с учителем (работа с карандашом.)
|
|
12 | Домашнее задание. | Уровневая дифференциация | 1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию. 2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки». 3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки» | Выбирают задание для домашней работы | 1 мин |
13 | Рефлексия |
| Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»
|
Оценивают выступление смайликами | 5 мин |
14 | Итог урока |
| Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы. Заключительное слово учителя о Есенине. Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России. И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет «До свиданья, друг мой, до свиданья… Милый мой, ты у меня в груди Предначертанное расставание Обещает встречу впереди»
| Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”, Учились правильно, выразительно читать Оценивают свою работу на уроке.☺ | 2 мин |