Конспект урока для 4 класса «В.Драгунский «Девочка на шаре»


Литературное чтение

Тема: В.Драгунский «Девочка на шаре»

Цели: Образовательная: совершенствование навыков выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

Развивающая: развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, умению ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитательная: способность нравственному воспитанию учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения к родным.

Оборудование: работы детей рисунок — портер девочки эквилибристки, толковые словари Ожегова и Даля.

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Сегодня на уроке много гостей. А гости — это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

2. Сообщение темы урока.

(Презентация В. Драгунский. «Девочка на шаре». Слайд №1)

— Продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре».

На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.

3. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.

— К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

— Какие бывают рассказы? (научные и художественные )

— Какой это рассказ? (художественный)

— Докажите, что художественный. (Есть сюжет и художественный вымысел)

-Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

-А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)

— Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре»? (Денис Кораблев)

— Почему в рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?

Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.

(Слайд№2)

Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости:»

Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре».

4. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были еще раз прочитать ещё раз внимательно перечитать рассказ и приготовить рисунок — портрет девочки эквилибристки. Чтобы рисунки получились более точными ,нужно было внимательно прочитать отрывок с описанием девочки.

-Откроем страницу учебника, найдем в рассказе и зачитаем отрывок — описания девочки на шаре.(зачитывают отрывок)

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Стихотворение Е.Трутневой «Осень»

5. Работа с текстом

А сейчас давайте понаблюдаем какие изменения происходили с главным героем в течение рассказа.

Обратимся к началу рассказа, найдем отрывок о том, как воспринимал цирк Дениска в самый первый раз, когда был совсем маленький?

(А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. В тот раз, когда на арену вышли акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что подумал, что это они так нарочно делают , для смеху ,ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. И на улице:)

Каким видим Дениса?

(радостным, счастливым)

На что Денис обращал внимание, находясь в цирке?

(на оркестр, на дирижера)

Почему Денис мало, что запомнил из посещения циркового представления?

(был маленьким, глупым)

Давайте проследим, что же изменилось с возрастом у Дениса в восприятии цирка? Найдите и зачитайте отрывок, рассказывающий о том, как Денис во второй раз, уже вместе с классом пришел в цирк.

(И вот мы пришли всем классом в цирк. Мне сразу понравилось, что он пахнет чем-то особенным, и что на стенах висят разные картины, и кругом светло и в середине лежит красный ковер, а потолок высокий, и там привязаны разные блестящие качели.)

Что же Денису сейчас больше всего понравилось в цирке?

(выступление артиста — жонглера)

Как Денис называет это выступление?

(потеха)

Что значит началась потеха в понимании Дениса?

(стало весело)

Вам было весело, когда читали?

6. Работа с образными выражениями.

Автор использует в своем рассказ образные выражения, которые и делают его смешным.

В рассказе их встречается много. Вы можете объяснить их значение?

Накупили эскимо — : (много купили)

Угодил одной тетеньке в прическу — :(попал мячом)

Не прическа, а нахлобучка — : (взъерошенные волосы)

Смутузим по две порции -:(съедим по две порции)

Засветил прямо в дирижера — : (бросил мяч в дирижера)

— Перечитаем еще раз отрывок о выступлении жонглера? Подумайте, как его нужно прочитать, чтобы передать состояния веселья, потехи? Медленно, спокойным голосом, или читать нужно с ускорением, меняя громкость?

Вы заметили, на сколько чувствительным стал Денис? На что он обращает свое внимание в цирке на этот раз? (запах, стены, картины, Свет, красивый ковер, на потолок, блестящие качели)

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Ш.Перо "Кот в сапогах"

Что же больше всего поразило Дениса в цирковом представлении на этот раз? (выступление девочки)

Что в ней было такого особенного? Чем она так поразила Дениса? (своей красотой)

С кем сравнивает Денис девочку? (с Дюймовочкой)

Только ли красотой девочки был сражен Денис? А выступление ему понравилось??

Обратимся еще раз к тексту.

Какая музыка сопровождала выступление девочки?

(Зачитайте строчки.)

Давайте сейчас послушаем музыку, которая сопровождала выступление девочки?

(слушание музыки)

Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске? Он же любил все веселое? (было ощущение сказки)?

Как вы думаете, если бы артист жонглер выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису?

(возможно понравился, но меньше, т.к. Денис был потрясен выступлением девочки, ее красотой)

Антракт.

После выступления девочки объявили антракт, и все побежали в буфет. Мы тоже сделаем антракт и немножко отдохнем.

— Сейчас представим, что мы — цирковые артисты. Продемонстрируем свое выступление под веселую музыку. А для этого давайте вспомним, какие цирковые профессии мы знаем.?

Этот цирковой артист искусно выполняет акробатические упражнения в неустойчивых положениях, не теряя равновесия. Кто это? Эквилибрист.

Этот артист на арене цирка искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Кто это? Жонглер.

Этот артист представляет вид спорта и циркового искусства. Он исполняет сложные гимнастические упражнения. Кто это? Акробат.

После антракта дальнейшие выступления были интересны Денису?

О чем это говорит?

С кем Денис в следующий раз пошёл в цирк?

Почему Денису захотелось пойти следующий раз в цирк именно с папой?

(Видимо папа для Дениса был лучшим другом. Ему захотелось, чтобы и папа увидел эту девочку)

Можно ли сказать, что папа понимает Дениску? Откуда это видно?

(Поддержал Дениса, разделил его боль — зачитать.)

8. А сейчас вернемся к названию рассказу «Девочка на шаре» — подходящее название для этого рассказа?

— А другие варианты могли бы быть?

(«Цирк», «Как я ходил в цирк», «Дениска в цирке».)


 Почему же В.Драгунский выбрал именно это название «Девочка на шаре»?

(«Девочка на шаре» — это то конкретно прекрасное ,что изменило жизнь Дениски, заставило его повзрослеть, что стало его мечтой. Поэтому лучше названия, чем «Девочка на шаре», придумать трудно.)

9. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Звуки [м] [м,], обозначение их буквой "М"

Оценки за работу на уроке:

10. Домашнее задание стр. 175 – 181, задание 6

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: