Конспект урока по литературному чтению. 4 класс.
Тема: В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского; развивать память, мышление, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные:достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; метапредметные: Р – формирование учебной задачи урока, исходя изанализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, К – ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрация к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по сказке, музыкальные шкатулки.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и постановка целей урока.
-Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему мы будем учиться? Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.
III. Работа по теме урока.
1).Знакомство с автором.
2). Словарная работа:
Табакерка – коробочка для табака.
Пёстренькая – окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя, так как очень много.
Уверился – убедился, удостоверился.
Померкли – постепенно утрачивали яркость, блеск.
Затеплилась звёздочка – начала загораться.
Мудрено – 1). Загадочно, непонятно; 2). Трудно, замысловато; 3). Трудно, сложно.
Право – действительно, в самом деле, правда.
Извольте – 1). Обозначает строгое побуждение к соответствующему действию; 2). Выражение согласия, хорошо, пусть будет так.
С сими словами – с этими словами.
Учтиво – очень вежливо.
Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие.
Камин – сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой.
Досадно – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды.
Мостовая вымощена перламутром: вымощена – выложена, перламутр – твердый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской.
Ни пяди: пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев. Не отдать ни пяди – не отдать ни малейшего кусочка.
Индо – даже.
Одинакие – одинаковые.
Опамятоваться – опомниться.
3). Деление на части.
I часть
— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)
— Как вы озаглавите эту часть? ( « Удивительная табакерка».)
II часть
— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)
-Предложите название этой части. ( «Нельзя ли войти в этот городок?»)
III часть
— Прочитайте до слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом…»
— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или «Провожатый – мальчик-колокольчик».)
IV часть
— Прочитайте до слов «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил…»
— Озаглавьте. («Вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое».)
V часть
— Прочитайте до слов «Вот перед ними еще дверцы».
Озаглавьте эту часть. («Маленькая размолвка».)
VI часть
— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».
Озаглавьте. («Очутились на улице».)
VII часть
— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».
Озаглавить. («Встреча с молоточками».)
VIII часть
— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».
Озаглавьте. («Господа – дядьки-молоточки».)
IX часть
— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».
Озаглавьте. ( «Знакомство с надзирателем».)
X часть
-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».
Озаглавьте. ( «Сударыня – царевна»)
XI часть
— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.
Озаглавьте. ( «Миша проснулся»)
-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.
IV. Физминутка.
V. Продолжение работы по теме урока.
— С чего начинается сказка? Прочитайте.
— Подберите синонимы к слову «папенька». (Отец, папа)
— Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Так раньше называли отца.)
— Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла? (Третьего дня – три дня назад.)
— Что показалось смешным мальчику-колокольчику? ( Он смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать папеньку с маменькой!»)
— Как Миша отреагировал на этот смех? ( Ему стало досадно.)
— Прочитайте о том, что он сказал мальчику-колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.
— Как вы думаете, прав ли он, сказав, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик не говорить эти слова?
— Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Какие слова могут засорять нашу речь?
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок7 Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Пересказ по плану. Принести (у кого есть) музыкальную шкатулку.