Конспект урока для 4 класса «В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки»

Конспект урока по литературному чтению. 4 класс.

Тема: В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского; развивать память, мышление, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: предметные:достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; метапредметные: Р – формирование учебной задачи урока, исходя изанализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских писателей, К – ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление интереса к литературной сказке.

Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрация к сказкам, видеозапись мультипликационного фильма по сказке, музыкальные шкатулки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка целей урока.

-Прочитайте тему урока. Определите его задачи. Чему мы будем учиться? Сегодня мы с вами разделим сказку на части, составим план к ней. Будем учиться пересказывать.

III. Работа по теме урока.

1).Знакомство с автором.

2). Словарная работа:

Табакерка – коробочка для табака.

Пёстренькая – окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя, так как очень много.

Уверился – убедился, удостоверился.

Померкли – постепенно утрачивали яркость, блеск.

Затеплилась звёздочка – начала загораться.

Мудрено – 1). Загадочно, непонятно; 2). Трудно, замысловато; 3). Трудно, сложно.

Право – действительно, в самом деле, правда.

Извольте – 1). Обозначает строгое побуждение к соответствующему действию; 2). Выражение согласия, хорошо, пусть будет так.

С сими словами – с этими словами.

Учтиво – очень вежливо.

Свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие.

Камин – сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой.

Досадно – с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды.

Мостовая вымощена перламутром: вымощена – выложена, перламутр – твердый внутренний слой раковины некоторых моллюсков – ценное вещество с переливчатой радужной окраской.

Ни пяди: пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев. Не отдать ни пяди – не отдать ни малейшего кусочка.

Индо – даже.

Одинакие – одинаковые.

Опамятоваться – опомниться.

3). Деление на части.

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)


— Как вы озаглавите эту часть? ( « Удивительная табакерка».)

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

-Предложите название этой части. ( «Нельзя ли войти в этот городок?»)


III часть

— Прочитайте до слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом…»

— Озаглавьте. О чем эта часть? («Приглашение принято» или «Провожатый – мальчик-колокольчик».)

IV часть

— Прочитайте до слов «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил…»

— Озаглавьте. («Вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое».)

V часть

— Прочитайте до слов «Вот перед ними еще дверцы».

Озаглавьте эту часть. («Маленькая размолвка».)

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. («Очутились на улице».)

VII часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. («Встреча с молоточками».)

VIII часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. («Господа – дядьки-молоточки».)

IX часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. ( «Знакомство с надзирателем».)

X часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. ( «Сударыня – царевна»)

XI часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. ( «Миша проснулся»)

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

IV. Физминутка.

V. Продолжение работы по теме урока.

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька». (Отец, папа)

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька»? (Так раньше называли отца.)

— Какую историю вспомнил Миша? Когда она с ним произошла? (Третьего дня – три дня назад.)

— Что показалось смешным мальчику-колокольчику? ( Он смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать папеньку с маменькой!»)

— Как Миша отреагировал на этот смех? ( Ему стало досадно.)

— Прочитайте о том, что он сказал мальчику-колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.

— Как вы думаете, прав ли он, сказав, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик не говорить эти слова?

— Ребята, а что имел в виду папа, говоря о поговорках? Какие слова могут засорять нашу речь?

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок7 Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Пересказ по плану. Принести (у кого есть) музыкальную шкатулку.


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "История прототипов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: