УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 «В» КЛАССЕ
Тема: В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
МОАУ «СОШ № 25 г. Орска»
Урок литературного чтения . 4 класс «В»
Учитель: Морозова Ольга Юрьевна
Тема: « В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой «Городок в табакерке», показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Задачи:
продолжать формировать навыки выборочного чтения, словесного рисования;
развитие памяти, мышления;
формирование выразительного, сознательного, правильного и беглого чтения;
воспитание любви к чтению.
Оборудование: несколько шкатулок с сюжетными картинками на крышках, музыкальная шкатулка; презентация, учебник, записи на доске
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
-Ребята мы с вами прошли раздел поэтическая тетрадь. Давайте вспомним произведения и авторов этого раздела. Вам нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
Из какого стихотворения взяты эти строчки?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной… («Листопад» Иван Алексеевич Бунин)
Ну, пошёл же ради Бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога
Эй! Садись ко мне дружок! («Школьник» Николай Алексеевич Некрасов)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила («Бабочка» Афанасий Афанасьевич Фет)
4. Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (Иван Саввич Никитин)
5. Пушкин сказал о нём: «…оригинален –ибо мыслит». (Евгений Абрамович Баратынский)
— Какой частью речи являются эти слова? (сущ)
— На какие 2 группы можно разделить эти слова?(имена собственные, нарицательные)
— Как пишутся имена собственные?
-Какое слово спрятано? (сказка)
-Что такое сказка? (сказка –вымышленное произведение, где описываются различные герои, их приключения)
-На какие 2 группы можно разделить сказки? (авторские, народные)
— Какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные, о животных).
-Чем авторские сказки отличаются от народных ? ( Народную сказку сочинил народ, а авторская сказка имеет автора; в народных сказках предложения короткие, лаконичные, четкие; в авторских сказках предложения длинные, сложные. В народных сказках присутствуют устойчивые выражения.)
III. Работа по теме урока.
Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы открываем новый раздел, который называется «Литературные сказки». Какие произведения могут в него входить? (произведения которые написаны авторами)
— Ребята, сегодня мы познакомимся с научно-познавательной сказкой
В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» СЛАЙД №1
— А как вы думаете, чему мы сегодня сможем научиться?
Дети:
— познакомимся со сказкой;
— познакомимся с творчеством писателя;
— отвечать на вопросы;
— находить в тексте нужные отрывки;
— читать выразительно, бегло;
— думать;
— делать выводы;
— подводить итоги.
— Молодцы! Это и будут цель и задачи нашего урока.
2. Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского.
СЛАЙД № 2,3
Жизнь и творчество В.Ф. Одоевского.
Давно, 100 лет назад, в городе Петербурге жил один человек Владимир Федорович Одоевский. И был этот человек , как все про него говорили ужасный чудак. Чудаком его считали за то, что он носил остроконечный колпак в полметра вышиной и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем , так тогда называли писателей. В своем странном костюме Одоевский пожалуй правда смахивал на сказочного чародея. Ну кроме одежды ничего в нем странного не было, наоборот, был он очень умный , образованный и необыкновенно добрый человек. Он всегда обо всех заботился, и всегда о ком нибудь хлопотал. Но больше всего Одоевский заботился о детях и об их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам было основано в Петербурге несколько детских приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. В детях он видел будущее и очень их любил. Но ребята любили его еще больше потому, что никто кроме него не умел так просто и интересно объяснять от чего идет дождь или почему зимой холодно, а летом тепло или рассказать интересную только что придуманную сказку. А когда он записал несколько таких сказочек, то получилась книжечка Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея. Это была первая русская книжка для детей. Вот с одной из этих сказок мы сегодня познакомимся на уроке. Называется она Городок в табакерке.
СЛАЙД №3
— О чём вам говорит заголовок? (речь будет идти о табакерке)
— Что же такое табакерка? Давайте посмотрим.
СЛАЙД №4
Нюхательный табак держали в табакерках из дерева, серебра, золота, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
СЛАЙД №5-8
Посмотрите на эту шкатулку. Чем она отличается от остальных? (Учитель открывает шкатулку — звучит мелодия).
— А сейчас посмотрите, ребята, на различные виды музыкальных шкатулок (табакерок).
СЛАЙД №9
— Как устроена музыкальная шкатулка? Для кого это является загадкой?
-Давайте прочитаем литературную сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» и посмотрим, поможет ли он нам разгадать тайну?
3. Первичное восприятие текста.
А) – Ребята, сядьте поудобнее, я предлагаю вам прослушать начало текста в исполнении Н. Литвинова – мастера художественного слова, а вы следите по тексту.
Б) Далее комбинированное чтение: учитель + сильный ученик.
4. Вопросы по прочитанному тексту.
-Понравилась ли вам сказка? Что именно понравилось?
— Кто является главным героем сказки? (мальчик)
5. Физ.минутка
6. Словарная работа. Работа в группах.
— Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
— Сейчас мы дадим толкование этим словам.
— Ребята, из каких источников мы узнаём значение слов? (Из учебника, толкового словаря, интернета, спрашиваем у взрослых.)
1 группа – работа с учебником
2 группа – работа с интернетом
3 группа – работа с толковым словарём
4 группа – работа с гостями урока
СЛАЙД №10
Бюро – стол с ящиками для хранения бумаг.
СЛАЙД №11
Горка — специальная мебель в виде пирамиды для дорогой посуды
СЛАЙД №12
Ставни – деревянный затвор, «ворота» на окошках в деревянных домах.
СЛАЙД №13
Флюгер — представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра.
СЛАЙД №14
Шатёр — покрытие в виде высокой многогранной пирамиды
СЛАЙД №15
Бахрома — украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями.
СЛАЙД №16
Тиснёная бумага – бумага, с выдавленным рисунком.
IV. Закрепление.
Беседа с выборочным чтением.
— Прочитайте описание табакерки. Как она выглядит? (с.158)
-Как называется этот волшебный городок? (Динь-Динь)
-С какой просьбой обратился Миша к папеньке? (с.159 Папенька, нельзя ли войти в табакерку?)
-Почему Мише хотелось попасть в табакерку? (хотел узнать, что там делается)
-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки? (колокольчики, молоточки, валик и колёса)
-Сейчас мы посмотрим отрывок из сказки, который для вас подготовили ребята. Скажите, с кем Миша отправился в городок Динь-Динь? (инсценирование отрывка)
— Вам хотелось быть похожим на Мишу? (да) Почему? (был воспитанным человеком) Кто такой воспитанный человек? (человек, который стремится к знаниям, вежливый, доброжелательный)
-Кто еще жил в этом городке? (колокольчики, молоточки, валик, пружинка)
— Что у нас получился? (механизм)
— Скажите, а кто главный в механизме? (пружинка)
-Что будет если сломать пружинку? (не будет работать весь механизм)
-Посмотрите самый конец сказки. Какая наука изучает механизмы? (механика)
V .Итог.
— Помогла ли сказка узнать нам устройство музыкальной табакерки?
-Чему учит эта сказка? (наблюдательности, умению исследовать интересные и сложные механизмы)
— Выбери начало фразы и продолжи её:
VI. Рефлексия
СЛАЙД №17
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Выставление оценок
VII . Домашнее задание: прочитать сказку с.158-169 выразительно прочитать, найти в тексте какие поговорки были у жителей городка