Урок литературного чтения. 4 класс.
УМК «Начальная школа XXI века”
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод. Проблемно-исследовательский
Оборудование: книги В. М. Гаршина, иллюстрации к сказке, карточки с характеристикой героя, учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, рабочие тетради №1, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.
II. Разминка
— Способ передвижения Бабы – Яги и Ведьмы? (Ступа)
— Сколько человек тянули репку? (3)
— Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
— Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? (Медведь)
-Сестрица Иванушки? (Алёнушка)
-У кого смерть была на конце иглы? (Кощей)
— Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)
-Какой российский город квакает? (Москва)
— Кто может пить ногой? (Лягушка)
III. Актуализация знаний.
-Из каких сказок эти предметы? (Рисунки: красная шапочка, золотой ключик, хрустальные туфельки)
-Почему эти предметы распределены в 2 группы? (Одни из народных сказок, другие из авторских)
-Чем отличаются литературные сказки от народных?
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
1. Познакомиться с …..
2.Разделить на ….
3.Озаглавить….
4.Составить…..
5.Характеризовать ….
6.Определить главную….
V. Вступительная беседа.
— Прочитайте загадки и отгадайте их
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами).
2. Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
-А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)
Обобщение и дополнение ответов детей.
— Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
— Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
— Назовите тему урока.
– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?
— Определите жанр произведения.
– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.
VI. Жизнь и творчество В. М. Гаршина
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезён матерью в Петербург и определён в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
Сказка “Лягушка- путешественница” написана в 1878 году.
VII. Словарная работа
— По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение, подберите к ним синонимы.
Паяц, благополучно, коряга, наслаждалась, достоинство, восторг, cтиснула, восхитительный.
паяц- шут, клоун
благополучно — удачно, успешно
коряга-пень
наслаждалась-блаженствовала
достоинство-совершенство
восторг- восхищение, упоение
стиснула — сжала, сдавила
восхитительный — замечательный, очаровательный
VIII. Чтение сказки по частям, составление плана.
– Откройте учебник на странице 89.
Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)
1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.
6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.
Озаглавить каждую часть.
План:
1. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.
2. Лягушка вступает в разговор с утками.
3. Лягушка отправилась в путешествие.
4. Удивление людей.
5. Результат самовосхваления.
6. Хвастливые рассказы путешественницы.
IX. Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
X. Авторское отношение.
— Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
— Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)
— Докажите словами автора.
Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно, нежилась, пришла в восторг
— Вывод: ( Именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).
Характеристика лягушки.
— Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка? Какие черты характера проявляет героиня?
Хвастливая, осторожная, любознательная, умная, смелая, несдержанная, общительная, внимательная, вежливая, изобретательная, честолюбивая, застенчивая, любопытная, лживая, добрая, хитрая, находчивая, болтливая, мечтательная, нескромная, тщеславная.
Работа в парах.
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара «осторожная»
(Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо «покушать», лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
2 пара «изобретательная»
(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама «изобрела» новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
3 пара «смелая»
(Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она «болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться», «нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик»; лягушке хотелось квакнуть от страха, «но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его».)
Вывод: (За эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость — лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)
XII. Выделение главной мысли произведения.
— Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она? (Хвастливая)
— Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (Хвастовство)
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине?
(Да изменилось, он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полет)
— У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
Полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгала всеми лапами, бултыхнулась в воду.
— За что автор наказал лягушку? (За хвастовство и тщеславие)
— Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
XIII.Определение проблемы, поднятой в произведении.
— Какая проблема лежит в основе сказки? (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница)
— Прочитайте выписанные черты характера лягушки.
— Разделите названные качества на положительные и отрицательные .
— Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность.)
— Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?
(Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
— Итак, вернёмся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.
( Порок хвастовства, нескромности) .
— Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство — несчастье человека.
— Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
( Автор с иронией говорит о людях, у которых есть такая черта характера. Говорит о людях умных, но хвастливых. ).
XIV. Рефлексия.
Экспресс – опрос.
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой?
2. Утки летели на север?
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать?
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка?
5. Гордилась ли она этим?
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать как ее хвалят?
7. Смогла ли она сдержаться и не ответить людям, кто придумал такую хитрую штуку?
8. Лягушка упала в озеро?
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге?
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей?
— Проверка теста в парах, оценивание друг друга самими учащимися.
( Учитель даёт ключ – ответы).
XV. Итог урока.
– Что нового узнал на уроке?
– Чему научился?
– Достиг ли цели урока?
– Что у тебя получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание. Пользуясь планом от имени лягушки пересказать содержание сказки.