Литературное чтение, 4 класс
Тема: Наше Отечество.
К.Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество».
Сравнение текстов о Родине
Цели: познакомить с произведениями о Родине; учить понимать и сравнивать произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: воспитание любви к Родине, гордости за свою страну; анализ лирических произведений в стихотворной форме (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, электронное приложение.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Организационный момент
Речевая разминка
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Александрова
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте с замедлением.
— Прочитайте с интонацией восхищения.
III. Актуализация знаний
Ребята, прочитайте стихотворения о Родине.
— Подберите слова, близкие по значению к слову Родина. (Россия, Отечество, отчизна.)
— Почему мы так называем нашу Родину? (Ответы детей.)
— К этому вопросу мы еще вернемся в конце урока, тогда и проверим, правы ли вы были. Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел учебника. Кто запомнил его название? («О Родине, о подвигах, о славе».)
— Посмотрите, какие произведения авторы учебника поместили в него. (Стихи и рассказы поэтов и писателей о Родине. Картины известных художников.)
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Определите тему и цели урока:
— Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое подскажет нам тему нашего урока. Вы согласны?
Вслух дети читают задания и разгадывают их.
Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Березка)
Издалека долго
Течет река (Волга)
В летний зной хорошо напиться из него водицы (Родник)
Самые маленькие в семье (Дети)
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? (Солнце)
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. (Мама)
Учитель. Какое слово вы разгадали?
— Родина
Знакомство с произведением К.Ушинского «Наше Отечество»
Прочитайте имя писателя, чье произведение мы будем изучать.
Что вы помните о нем? Какие его произведения мы читали? (Чтение те- ста учителем.)
Ваши впечатления?
О какой Родине говорит нам автор?
— Верно, у человека есть большая и малая Родина. Как вы это понимаете?
— Как называется та Родина, которая для всех одна? (Россия.)
Какой вы представляете себе свою Родину?
Просмотр презентации
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
Родину, как и родителей, на чужбине не ищут.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Своя сторона не бывает холодна.
Народной стороне и камешек знаком.
Знакомство с произведением В. Пескова «Отечество»
Василий Песков — автор рубрик газеты «Комсомольская правда» «Таежный тупик» и «Окно в природу». Очерки, написанные им, легли в основу книг с одноименным названием.
Все произведения Василия Пескова полны лиризма, поэтичны. На страницах своих книг автор талантливо раскрывает характеры и судьбы людей.
(Чтение текста хорошо читающими учащимися.)
Перечитайте оба произведения.
(Дети перечитывают тексты вслух.)
Что значит для вас слово Отечество?
Прочитайте последний абзац текста К. Ушинского. Как вы понимаете эти строки?
Обсудите в паре последнюю строчку текста В. Пескова. Объясните ее смысл.
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Подведение итогов урока
Почему мы называем Отечеством Россию? («Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
Какие чувства вызывают и воспитывают в читателе прочитанные на уроке произведения?
Домашнее задание
Читать произведения о Родине. Подготовить выразительное чтение одного из них.