МБОУ Ново-Ольховская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок внеклассного чтения
в 4 классе
по программе «Познай себя самого»
Тема: «Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты»
(по произведению А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Учитель: Тилинина Е.А.
I Вступительное слово на фоне муз. Е.Крылова «Прекрасное Далёко».
/В классе только родители. На экране: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»/
— Как часто в жизни бывает, что мы взрослые – не всегда понимаем своих детей. Да и дети зачастую не понимают нас. Почему так происходит? Давайте постараемся вместе найти ответ на этот сложный вопрос.
Если взрослый человек живёт разумом, то ребёнок – душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. Стоит прислушаться к детскому объяснению и пониманию многих вещей, обратиться к их мировоззрению, и тогда эти вещи предстанут перед нами в ином свете.
Наверное, каждому из нас в трудные моменты жизни хочется вернуться в своё детство. Попробуем это осуществить сегодня, хотя бы мысленно.
/ Входят дети. На экране портрет писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Звучит музыка М.Дунаевского «Ветер перемен»/
— В декабре 1942 г. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери очень спешил: он хотел сделать своим соотечественникам из оккупированной фашистами Франции подарок к Рождеству: закончить добрую и грустную сказку «Маленький принц».
И вот уже много-много лет живёт на свете эта удивительная сказка. А удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Сегодня наши родные, взрослые, помогут нам разобраться в этих вопросах.
II Работа над проектом.
— Сегодня мы начнём совместную работу над проектом «Я не знаю других признаков превосходства, кроме доброты».
/ На экране рисунок Маленького принца/.
— Итак, начинаем нашу сказку. Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть больше его самого, и ему очень не хватало друга.
— Чем же он занимался на такой маленькой планете? Напишите или нарисуйте слева на листе.
— Как вы ответили на этот вопрос? (Боролся с баобабами, прочищал вулканы, ухаживал за розой и т.д.)
— А вот и появилась нежданная гостья. Кто оно? / На экране рисунок розы/.
— Почему Маленький принц, ухаживая за этой розой, всё-таки покинул её? Напишите своё мнение.
— И вот Маленький принц отправился в далёкое путешествие, чтобы найти свою мечту и научиться чему-нибудь.
ЧТЕЦ: Будь добрым, где бы не носило
Тебя призвание твоё.
Ведь доброта – избыток силы,
А не отсутствие её.
— На каких планетах побывал Маленький принц, пока не оказался на нашей планете? Кто на них жил?
— Нарисуйте эти планеты и раскрасьте каждую из них в тот цвет, с которым она у вас ассоциируется. Подпишите, кто живёт на этих планетах.
— На какой из них хотели бы жить вы? Почему? Ответьте н6а этот вопрос одним предложением и напишите его.
—Несмотря на то, что Маленький принц повстречался со многими взрослыми, никто из них так и не стал для него настоящим другом. И мысли о покинутом цветке всё сильнее тревожили его. / На экране слова из песни «Маленький принц»/.
— Почти отчаявшись найти свою мечту, Маленький принц прилетел на нашу планету. Соберите планету Земля из отдельных частей и наклейте в своём проекте.
ЧТЕЦ: Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
— Что же увидел Маленький принц? Какое впечатление произвела на него Земля? Нарисуйте или напишите.
— Почему Маленький принц почувствовал одиночество? ( Не было людей).
— Что на это ему ответила змея? Соберите эту фразу и наклейте в свой проект.
(Среди людей тоже бывает одиноко)
— Как вы понимаете эти слова?
— И вот когда Маленький принц уже совсем отчаялся и заплакал, на его пути встретился…(Лис).
Инсценировка отрывка «Встреча Маленького принца с Лисом».
— Что же означает фраза «создать узы»? Прочитайте слова Лиса.
— Выберите предложение, в котором заключена главная мысль этого высказывания и запишите его. («Ты будешь для меня единственным в целом свете»).
— А кого вы считаете единственным в целом свете? Запишите.
— Так Маленький принц приручил Лиса. Но настал час расставания.
— Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? Запишите. («Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»).
— Какую истину усвоил Маленький принц? Запишите.
— Обрёл ли Маленький принц друзей? Кого бы вы назвали его другом? Напишите.
— Работу над проектом мы закончили. Озаглавьте свой проект.
III Итог. /На экране звёздное небо. Звучит песня «Маленький принц»/.
— Маленький принц ушёл, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. Тогда для них в ночном небе расцветают звёзды, и среди них та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонёк добра. И миллион огоньков сливаются в один ярко горящий костёр любви.
/Маленький принц и Лис выносят большое сердце/.
— А по Земле царственно ступает доброта. Ведь, что может быть красивее доброго сердца, где живут любовь и милосердие. Откройте свои сердца навстречу друг другу.