5 казахский класс
Урок внеклассного чтения по сказкам Ганса Христиана Андерсена
Оформление урока
На доске:
Тема
Эпиграф: «Вот сказка моей жизни. Рассказал я её здесь открыто и чистосердечно, как бы в кругу близких друзей». Г.-Х. Андерсен»
Портрет Андерсена
Иллюстрации детей к сказкам
Выставка книг Андерсена и о нём
Награды командам
Предварительное задание
Нарисовать иллюстрации у любимой сказке Андерсена
Подготовиться отвечать на вопросы:
Чем понравилась сказка?
Почему захотелось нарисовать иллюстрацию к ней?
Какой эпизод изобразил и почему?
В каком цвете изобразил и почему?
3. Инсценировка эпизода (по командам)
А. Стойкий оловянный солдатик
Б. Пастушка и трубочист
В. Подснежник
(готовят вопросы зрителям)
4. Один ученик готовиться рассказывать о биографии Андерсена
5. Игру оценивает жюри, состоящее из старшеклассников или учителей
Ход урока
Слово учителя
Начинаем путешествие в Данию, к великому сказочнику, известному во всём мире, Гансу Христиану Андерсену.
(демонстрация портрета)
И несмотря на то, что родился он в 1805 году, а умер в 1875, мы всё же побываем у него в гостях, перелистаем страницы его сказок, услышим его голос, весёлый и грустный, добрый и ироничный.
Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?
Попытаемся ответить на эти вопросы, соприкоснувшись с удивительным миром его сказок… Итак, по страницам сказок Андерсена.
Викторина
(класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан. Викторина состоит из разделов, которые включают в себя по три вопроса. Каждой команде предлагается ответить на один из них)
Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»
У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:
«Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)
«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)
«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)
А этот конкурс «Кто быстрее?» Русская пословица говорит: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело». Итак, кому из андерсеновских персонажей принадлежит следующие афоризмы? Надо назвать и сказку, и героя.
«А король-то голый!» (Ребёнок, «Новое платье короля»)
«Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься». (Крот, «Дюймовочка»)
«Как добры все люди и все животные!» (Герда, «Снежная королева»)
«Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок»)
«Я слишком тонка, я не создана для этого мира!» (Штопальная игла, героиня одноимённой сказки)
«Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)
Конкурс знатоков (Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)
Ответы | |
1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими? | У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню |
2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять? | Старый король |
3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же? | С дюйм. Отсюда её имя |
4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»? | Старуха мать |
5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье? | Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей |
6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса? | Паспорт |
7. Куда попали осколки зеркала Каю? | В сердце и в глаз |
8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок? | Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится |
9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? | Целую дюжину устриц |
3. Рассказ о сказочнике
Но какова судьба сказочника, чьи творения вы так хорошо знаете? А вот послушайте. (Читает)
«В 1805 году в городе Оденсе в бедной каморке проживала молодая чета – муж и жена, бесконечно любившие друг друга, молодой башмачник и его жена. Только недавно вышедший в мастера муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской, а также кровать. На эту постель 2 апреля 1805 года лёг живой плачущий ребёнок – я, Ганс Христиан Андерсен», _ так писал в своей биографической повести «Сказка моей жизни» великий датский сказочник о своём рождении.
Но жизнь не сразу одарила писателя своими богатствами. Он должен был прежде пройти долгий и нелёгкий путь, прежде чем превратиться из «гадкого утёнка» в прекрасного «лебедя».
Андерсен часто вспоминал о своём детстве.
Ученик. «Недалеко от пивоварни была мастерская старух-прядильщиц. Я часто заходил туда и скоро сделался любимцем старух за своё красноречие, служившее, однако, верным признаком моей недолговечности. «Такой умный ребёнок не заживётся на свете! – говорили они. Это мне чрезвычайно льстило. Как-то случайно я слышал разговор врачей о внутреннем строении человека и немедленно прочёл по этому поводу моим старухам целую лекцию. Я смело чертил мелом на двери какие-то вавилоны, которые должны были изображать внутренности, и нёс что-то о сердце и почках. Всё, что я говорил, произвело на почтенное собрание глубочайшее впечатление. Я прослыл необыкновенно умным ребёнком, а наградой со стороны старух за мою болтовню служили мне сказки. Передо мной развернулся целый сказочный мир, не уступавший по богатству тому, что рисуется нам в «Тысяче и одной ночи».
4. Беседа по иллюстрациям.
Да, действительно, мир тех сказок был великолепен. От старых прядильщиц Андерсен узнал народные варианты сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и другие. Посмотрите, какую галерею вы создали.
Давайте отгадаем, какие сказки вы иллюстрировали сами.
( Дети отгадывают названия сказок, а авторы работ объясняют, чем понравилась им эта сказка, почему захотелось нарисовать к ней иллюстрацию, комментируют, что нарисовал, в каком цвете и почему.)
5. Рассказ о сказочнике.
А теперь давайте опять от сказок вернёмся к сказочнику.
Ученик. «Мне шёл уже четырнадцатый год, и мать решилась отдать меня в ученье к портному. Она любила меня всем сердцем, но не понимала, к чему я стремлюсь, да я сам-то этого не понимал тогда. Я принялся умолять её позволить мне лучше попытать мне счастья в Копенгагене, который в моих глазах тогда был столицей мира. Мать связала все мои пожитки в маленький узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал провезти меня в Копенгаген без билета.»
Учитель. И вот утром 6 сентября 1819 года 14-летний Ганс Христиан Андерсен увидел башни Копенгагена. Но не сразу он стал писать сказки. Он пробовал себя и на сцене, и учился в гимназии, ему приходилось и голодать. Наконец в 23 года будущий писатель стал студентом Копенгагенского университета.
В 1835 году он издал первый сборник «Сказки, рассказанные детям». С этого момента и узнали датские дети своего нового и самого знаменитого сказочника.
6. Викторина.
В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки».
Так, одну удивительную, полную захватывающих приключений историю он услышал от ласточки. Какая это сказка? («Дюймовочка»)
Другую интересную историю ему поведало… бутылочное горлышко. Вспомните название истории. («Бутылочное горлышко»)
Сюжет какой истории, по уверению автора, «заимствован прямо из газет»? («Дурень Ганс»)
Учитель. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. На что, бывало ни взглянет, к чему ни прикоснётся, — всё превращалось в сказку. «Часто мне кажется, — писал он, — будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе».
7. Конкурс артистов.
(Каждая команда готовит инсценировку сказки)
А. «Стойкий оловянный солдатик»
Б. «Пастушка и трубочист»
В. «Подснежник»
(потом герои инсценировок задают зрителям вопросы на знание сказки и о себе)
8. Викторина.
В сказках Андерсена зачастую самые обыкновенные предметы получают необыкновенное назначение.
Одна андерсеновская героиня пишет письмо – на чём бы вы думали? – на сушёной треске. Что это за сказка? («Снежная королева»)
В какой сказке герой в качестве транспортного средства использует предмет мебели? («Сундук-самолёт»)
Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли вы, кто его родители и сколько у него было братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24, так как всего оловянных солдатиков было 25)
Необыкновенное, поистине сказочное истолкование получают у Андерсена многие природные явления. Вот, например:
В одной из сказок спички, рассказывая о своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам «бриллиантовый чай». Догадались ли вы, о каком чае идёт речь? (Речь идёт о росе, так как спички «в детстве» были деревом. (Сказка «Сундук-самолёт»)
Какая легенда бытует среди жителей Крайнего Севера о возникновении северного сияния? В какой сказке говорится об этом? (В сказке «Снежная королева» Гарда услышала от лапландки, что в Финляндии «Снежная королева живёт на даче и каждые вечер зажигает голубые бенгальские огни»)
Коротая с детьми вечера, бабушка рассказывала им разные интересные истории. Как-то она поведала про то, что такое снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Помните ли вы эту историю? А название сказки и мена детей? («Снежная королева», Кай и Герда)
9. Подведение итогов. (жюри называет победителей и награждает их)
10. Заключительное слово учителя. Домашнее задание.
За что народ любит сказки Андерсена?
Учитель. Мы с вами только входим в сказочный мир Андерсена. Его творения хранят множество загадок и тайн, которые мы попытаемся раскрыть. Мы попробуем сами стать сказочниками и волшебниками. Но сначала надо научиться стать внимательными читателями.