Краевой конкурс
«Учитель года-2012»
План-конспект урока
литературы
(5 класс)
Тема: «Японские трехстишия хокку».
Кузнецова Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»,
г. Перми
2012 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Цель:
Задачи:
Оборудование урока: компьютер, колонки, проектор.
Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный печатный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
Организационный этап. | — Добрый день, мои юные друзья. Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное литератур-ное путешествие. В страну, пожалуй, самую необычную из всех стран мира. Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят в сыром виде. Здесь не отмечают день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь. Именно в этой стране символы играют важнейшую роль, они позволяют сказать многое, используя лишь немного слов. За одним символом таится целый мир.
— Ребята, как вы думаете как называется эта страна?
— Вы правы, эта страна — Япония.
| Эмоциональный настрой и готовность к уроку.
Ответы учащихся.
| Видеоряд с музыкальным вступлением. Слайд №2
|
Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся.
| Решив кроссворд, мы узнаем о самых ярких символах этой страны. 1. Декоративное растение с пышными махровыми цветами является символом Солнца в Японии. 2. Небесное светило, дающее жизнь всему живому на земле, является символом вечности, роста в Японии. 3. Любимое цветущее растение, является символом культуры жизни и красоты в Японии. 4. Красивое развесистое дерево с раскидистыми листьями, символ величия, жизненной мудрости, растущее на всем Востоке, равно как в России и Канаде. 5. Фигурка птицы из бумаги в стиле оригами, символизирующая исполнение самого заветного желания, счастья и радости. |
Ответы учащихся
| Слайд №3 |
Постановка проблемы. Планирование.
Задачи, предлагаемые детьми | — Ребята, что интересного вы увидели в кроссворде? — Верно, это Хокку. Это тоже символ Японии. -Кто-то из вас может представить, создать данный символ? — Я вижу, вы затрудняетесь. Я готова вам помочь. -Каковы ваши предположения: что такое хокку? А что необходимо сделать, чтобы узнать: что такое хокку? 1. Определить особенности хокку . 2. Научиться составлять хокку, понимать их. |
Ответы учащихся
|
|
Исследование.
| — Это графическое изображение хокку. Что необычного вы увидели? (хокку написано по вертикали, на картине) — Нередко хокку писались на сюжеты картин или вдохновляли живописцев на создание новых полотен. — послушайте, как звучит хокку в оригинале. На слух речь японцев приятна и музыкальна, похожа на плавный журчащий поток звуков. — А вот так оно звучит в переводе на русский язык Для того, чтобы понять смысл хокку, надо сосредоточиться на тексте, остаться наедине с произведением, своими мыслям, расшифровать значение символа и попытаться понять замысел автора. Именно поэтому хокку располагается по одному произведению на странице, оставляя пространство для наслаждения текстом, для размышлений над его содержанием Предлагаю открыть буклеты и познакомиться с произведениями японской культуры — Что особенного, отличного от русской поэзии вы увидели в хокку? — Вы правильно заметили, действительно, хокку состоит из 3 строк. -Давайте вместе попробуем выяснить: какой смысл несет в себе каждая строка?
(1-я – начальная информация; 2-я – раскрывает смысл; 3-я – вывод).
— Еще что необычного вы увидели? ( — Ребята, обратите внимание в это стихотворении есть ритм, рифма? — Докажите, что рифмы действительно нет) — В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что у японцев никогда ее не было, обходились без нее. Такой уж язык не принимает рифмы и все тут. — Ребята, посчитайте количество слогов в каждой строке. Какие результаты у вас получились? ( ) — А я утверждаю, что хокку строятся по формуле 5-7-5. Возможно перед нами вовсе не хокку? Почему такое несоответствие? — Ребята, вы определили только формальные особенности хокку. Зафиксируйте, пожалуйста, свои выводы в схеме. А по содержанию текстов вы заметили какие-нибудь отличия от тех стихов, с которыми вы уже знакомились ранее? —————————————————————————————- — Предлагаю вам, поработать в парах, определить что есть особенного в содержании хокку. — Обратите внимание на литературные приемы, которые используют авторы в своих произведениях? — Подтвердите свои слова текстом. — Ребята, обратимся к хокку автора Басе «Уродливый ворон» и на примере данного текста подробнее рассмотрим использование литературного приема — контраст. — Докажите, что стихотворение построено на контрасте. -Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Что делает его красивым? — Давайте уточним: снег – какой? Ворон – какой? — Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе картину: первый белый мягкий пушистый снег и черная птица на нем. Красивую картинку нарисовали вы в своем воображении? — Ярко-белый снег и черная птица – это прекрасно!!! — Можно утверждать, что получилась волшебный образ? — Уродливый ворон прекрасен на первом мягком пушистом снегу!!! — Для чего автор использовал прием контраста? — Кто определил какова тема предложенных вам хокку? — Проиллюстрируйте это текстом. — Как вы считаете, только ли о природе идет речь? Возможно автор хотел сказать что-то другое, используя эти образы? — Действительно, специфика этого жанра в том, что человеческое не столько сравнивается с природным, как в русской поэзии, сколько через это природное передается. Ведь не случайно мы познакомились с символами японской культуры. Каждый символ несет глубокий смысл. Я попрошу вас найти слово-символ в одном из хокку и раскрыть его смысл. — Авторы хокку изображают мгновение, впечатление от увиденного и услышанного. Используя тексты, определите: глаголы в форме какого времени употребляют авторы. — Может быть, кто-то увидел другие особенности хокку? — А теперь попытайтесь, объединившись в группы по рядам, дать определение жанру хокку, отразив основные его особенности. — Ребята, но это только наши выводы. А где мы можем удостовериться в их правильности? — Давайте обратимся к большому энциклопедическому словарю — Ребята, ваши гипотезы подтвердились. — А теперь я предлагаю вам вернуться к тем задачам, которые мы ставили в начале нашего занятия. Мы выполнили первую задачу: определили особенности хокку ? — А какова следующая задача? | Слайд с хокку
Аудио запись
Рассматривают буклеты.
Исследуют тексты в буклетах. Заполняют схему.
Исследую тексты хокку в парах. Заполняют схему.
Формулируют опре-деление хокку в группах.
Подтверждают выводы научным источником.
Ответы учащихся. | Слайд № 4
Видеоряд. Слайд№5
Слайд №6 |
Применение нового знания. Первичное закрепление материала. | — Ребята, как вы думаете, зная особенности хокку, мы можем попытаться составить его? — Я вам предлагаю вам три варианта заданий. В первом конверте находится задание, где используя составленную нами схему, вы должны среди нескольких произведений найти то, которое написано в жанре хокку и обосновать свой выбор. Это задание для аналитиков. Во втором конверте находится задание, где вам необходимо восстановить две строки хокку, используя предложенные ниже слова. Это задание для реставраторов. И самое сложное задание для творцов, оно находится в третьем конверте, вам необходимо создать хокку самим. Вы выбираете задание из того конверта, с которым по вашему мнению вы реально справитесь на данном этапе урока. — Кто из группы аналитиков готов представить свою работу? (А не кажется ли вам, что первые строки танки подходят под определение хокку?) — Кто готов из группы реставраторов? — Готовы ли творцы? | Ответы детей.
Работают в группах, парах, индивидуально. | Видеоряд. Слайд №7
Проверка (несколько человек).
|
Рефлексия.
| — Цветок хризантемы, который расцвел, очень символичен. Это итог нашей совместной деятельности. Я благодарна вам за то, что в работу включились все, выбрали задание разной степени сложности. Я вижу, что … задания пользовались наибольшим спросом. А … были менее востребованы. Это объяснимо: чтобы составить хокку, надо обладать даром видения, замечать прекрасное во всем, жить в гармонии с миром и самим собой, уметь немногими средствами сказать многое.
Наше литературно-исследовательское путешествие – это только начало пути в мир японской культуры, которая никого не оставляет равнодушным. — И в знак благодарности за урок, за приятные впечатления, которые остались и у вас, и у меня, я б хотела подарить вам этих журавликов, выполненных в стиле оригами, символ исполнения желаний.
| Крепят листы с заданиями.
| Собирают хризантему. |