6 клас Русская литература
Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне
Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Побуждение к действию
Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие
-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.
Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль
Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.
Мораль — поучение
Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )
* Прослушивание 3-4 рассказов учащихся
3. Осмысление изученного материала
*Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава
*Прослушивание басни (аудиозапись)
*Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)
*Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)
*Анализ басни:
-Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?
-Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?
Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?
-Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.
-Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.
4.Обратная связь (Рефлексия)
*Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» — это надписи в конвертах для голосов)
*Подсчёт голосов, выводы
5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради
6.Подведение итогов занятия.