5
Учитель Октябрьской СОШ Дюсебаев Кайрат Канашевич
Открытый урок литературы в 6 классе
(Внеклассное чтение)
Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».
Цели:
Образовательная цель: Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
Развивающая цель: Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
Воспитательная цель: Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.
Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения; презентация; карточки; фонограммы песен; портрет В.Г. Паустовского; эпиграф к уроку.
Предварительное задание: прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма».
Этапы урока.
I. Организационный этап. Психологический настрой. (Слайд № 2)
МЫ – звонче слова в мире нет.
МЫ – это солнце и рассвет.
МЫ – это значит – ты и я.
МЫ! – значит встретились друзья!..
II. Выход на тему. (Слайд № 3)
Для того, чтобы выйти на тему нашего урока, проведём блиц-разминку.
Ответьте на вопросы:
1. Юбилей Победы в Великой Отечественной войне (в этом году). (70 лет)
2. Сколько лет Казахскому ханству? (550 лет)
3. 2015 год в Казахстане объявлен… (Годом 20-летия Ассамблеи Казахстана).
4. 26 апреля 2015 года в Казахстане… (выборы Президента).
5. Государственные символы Республики Казахстан.
6. Весенние месяцы.
7. Цветок – символ Наурыза.
8. Казахский национальный музыкальный ирструмент.
9. Апрель по-казахски.
10. Сегодняшняя дата.
(Запись даты на доске)
— Да, тема нашего урока К. Г. Паустовский «Телеграмма».
III. Работа с эпиграфом. (Слайд № 4)
На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.
Сердце матери – это бездна,
в глубине которой всегда
найдется прощение.
О. Бальзак.
— Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?
IV. Беседа на первичное восприятие.
Беседа по прочитанному
— Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?
— О чём этот рассказ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте-завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от- ветственности человека за свои поступки.)
— Кто из героев запомнился? Почему?
V. Кластер на доске
«Катерина
Петровна».
VI. Работа со схемой «Главные герои рассказа». (Слайд №6)
На доске – схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.
— Почему символ Катерины Петровны – солнце?
— Как ее лучи касаются других героев?
(Один его луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда).
Сегодня на уроке мы и постараемся ответить на вопрос: «Осознала ли главная героиня свою вину перед матерью?».
VII. Анализ эпизодов рассказа. (Делимся на 3 группы). (Слайд №7)
Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:
В ожидании дочери. (Слайд №8, 9, 10, 11)
Письмо Катерины Петровны. (Слайд №12)
Телеграмма от «Насти». (Слайд №13)
Вам нужно ответить на вопросы, подкрепляя, где необходимо, ответы строчками из текста.
1 эпизод.
— Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?
— Что было единственным живым существом в доме?
— Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?
2 эпизод.
— Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?
— Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)
— Когда Настя прочла письмо?
— Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?
— Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)
3 эпизод.
— Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)
— Как об этом догадалась Катерина Петровна?
(Чужие люди — Тихон, соседская девочка Манюшка — оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину).
VIII. Физминутка (Слайд №14, 15)
IX. Финал рассказа. (Слайд №16).
Итак, отвечаем на главный вопрос: «Осознала ли главная героиня свою вину перед матерью?». (Слайд №17)
X. Рефлексия. Эссе.
Ответ на письмо Катерины Петровны.
(Слайд №18). (Светлана Лазарева. Мама.)
XI. Оценивание ответов учащихся.
XII. Домашнее задание. (Слайд 19)
Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.
1) Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»
Итог урока.
— Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!
Чтение стихотворения « Мой первый друг».
Прослушивание песни группы «Белый день» «Мама». (Слайд №20)