Урок литературы в 7 классе.
Пятникова М.Г.
Тема урока: Литературный герой и читатель.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами аналитического чтения* /беседы.
Цели:
1) предметнные: познакомить с учебником литературы (авторы, структура, содержание и основные вопросы курса;
2) метапредметные:
обучать чтению как средству формирования речевых умений;
обучать навыкам аналитического чтения (чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание);
развивать речь учащихся, навыки самостоятельной работы;
3) личностнные:
актуализировать личный жизненный опыт учащихся;
развивать навыки самопознания, самовоспитания, самоусовершенствования;
воспитывать любовь к художественной литературе и чтению;
воспитывать культуру труда.
Методы: частично-поисковый (постановка проблемных вопросов).
Формы: коллективная.
Методические приемы: аналитическое чтение, слово учителя, работа по вопросам, эвристическая беседа.
Средства обучения: учебник литературы, толковый и энциклопедический словарь.
Структура урока:
1 этап — организационный (2 мин.).
2 этап — подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний ( 15 мин.):
актуализация ранее полученных знаний;
знакомство учебником литературы (авторы, структура, содержание);
постановка учебной цели.
3 этап – обучающий (20 мин.):
организация процесса восприятия, осознания и осмысления текстов учебника (аналитическое чтение, аналитическая беседа).
4 этап — подведение итогов урока и рефлексия (2 мин.).
5 этап – постановка домашнего задания (1мин.).
Ход урока
1 этап. организационный (2 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.
2 этап. подготовка учащихся к активному,
осознанному усвоению знаний (15 мин.).
Актуализация ранее полученных знаний.
Какие из изученных в прошлом году произведений особенно запомнились вам и почему?
Какие новые художественные произведения вы прочитали летом? О чём они? Что особенно запомнилось и почему?
Дополнительно:
Назовите известные вам вечные темы литературы.
Назовите роды литературы. В чём особенность каждого из них?
(эпос- повествование о событиях,
лирика- отражение жизни через переживание человека (лирического героя), его мысли и чувства,
драма (греч. Действие) — предназначен для постановки в театре (разговоры героев).
Как изображается человек в каждом из этих родов литературы?
Знакомство с учебником.
Назовите авторов учебника литературы и год его издания.
Рассмотрите обложку учебника, прочитайте его название. Как вы его понимаете?
Как вы понимаете символический смысл рисунка на обложке?
Назовите темы разделов учебника литературы.
Выскажите свои предположения о содержании курса литературы 7 класса.
Кто и что, по-вашему мнению, будет в центре нашего внимания на уроках литературы?
Какой материал размещён в конце учебника и как можно его использовать в нашей работе?
Чтение обращения авторов учебника «Свои дела» с.4
Что нового предлагают вам авторы учебника в этом учебном году?
Постановка учебной цели.
Чтение эпиграфа (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») с.5
О чём говорится в эпиграфе? Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Что, по-вашему мнению, значит выражение «История души человеческой»?
(чувства, мысли, переживания и сомнения человека, познание внутреннего мира (кто Я?, какой Я?).
этап – обучающий ( 20 мин.).
1. Чтение статьи «Вступление от авторов учебника» с.5
Как вы думаете, все одинаковы, или внутренний мир каждого человека неповторим?
Как вы думаете, существуют ли «обычные» люди? Аргументируй свой ответ.
Как вы думаете, что такое личность?
2. Работа со словарём:
ЛИЧНОСТЬ | Толковый словарь Ожегова
Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая личность. Роль личности в истории. Установить чью-нибудь личность. (узнать, что за человек, его имя).
ЛИЧНОСТЬ | Энциклопедический словарь
Человек как сознательный член общества, с индивидуальным складом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств
Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?
Что такое дневник как жанр литературы?
жанр дневника.
Разновидность автобиографической прозы. Дневник нацелен на выражение личности автора, его внутреннего мира (мыслей, чувств, переживания, отношения к самому себе и окружающим людям, к миру в целом).
Почему считается неприличным читать чужие дневники и письма?
3. Чтение «Вступление от автора дневника» с.7
Аналитическая беседа:
Из вступительной статья авторов учебника мы познакомились с автором дневника, который будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса литературы в этом году. Кто он? В чём поможет нам разобраться? (в понимании самих себя: свои мысли, чувства, поступки).
Чтение отрывка из дневника.
Для чего Алексей решил вести дневник?
Что Алексей называет «самым загадочным и необъяснимым»? (внутренний мир человека. Начинать изучать мир нужно со своего внутреннего мира – своей галактики).
Для чего, по-вашему мнению, человеку необходимо знать и понимать себя? (для принятия правильных решений в любых жизненных ситуациях и самосовершенствования).
Как вы понимаете термин самосовершенствование?
Что помогает Алексею на пути самопознания и самосовершенствования? (жизненный опыт, общение с другими людьми (мудрыми и опытными) через их книги)
4 этап — подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.).
Итак, подведём самые первые итоги на пути нашего путешествия «к станции Я».
Как вы думаете, для чего нужно изучать литературу, читать книги?
Какие знания мы можем почерпнуть из художественной литературы?
Почему литература помогает человеку открывать мир вокруг и внутри себя?
5 этап – Д/З ( 1 мин.).
Выучить наизусть стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Детство» с.9
__________________________________________________________________________________* АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — это чтение более глубокое, чем при репродуктивном восприятии текста, отражающем только развитие темы, присутствие понятий и идей. Это чтение перекрестное, сопоставляющее новую информацию с ранее полученной, сравнивающее между собой разные положения автора, это чтение с выработкой собственной оценки и отношений к прочитанному, рефлексирующее через прочитанное собственный опыт, это выявление скрытых смыслов текста. Это всегда чтение осмысленное, сопровождающееся превращением чужого текста в свое личное отношение и знание.Такое чтение, как правило, с конспектированием, использованием словарей, чтением в разумном темпе, с повторным обращением к прочитанному и т. д. Аналитическое чтение — наиболее высокий уровень чтения научной литературы.
5