государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Властелин судьбы и маленький человек»
Преподаватель: Алукриева А.С.
Калининград
2015
План урока
Урок № 7, 8 (1/8)
Тема урока: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек;
Цель урока: провести художественный анализ произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;
Задачи урока:
Образовательная:, определить идейное и художественное своеобразие поэмы, выявить особенности композиции, охарактеризовать образ Петербурга в поэме, проанализировать образы героев поэмы, соотнести образы «властителя» и «маленького человека»;
Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать навыки выразительного чтения, комментированного чтения;
Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;
Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие
Методы проведения: урок-беседа, работа с художественным текстом;
Межпредметные связи: мировая художественная культура, история;
Оснащение урока: проектор, видеофрагмент «Медный всадник», тексты поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», презентация, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент
Написать тему урока на доске, подготовить видеофрагмент, презентацию и иллюстрации к просмотру, подготовить тексты произведения. Проверить готовность обучающихся к уроку, сконцентрировать внимание на изучаемом произведении, заинтересовать темой урока;
2. Актуализация познавательной деятельности
Узнать впечатление о прочитанном произведении: имеет ли это произведение какое-нибудь отношение к нам с вами?
Узнать какое историческое событие лежит в основе поэме (Наводнение, случившееся в Петербурге, 1824 г.) 5 мин.
3. Изучение нового материала
Введение учителя: А.С. Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны. Сегодня нам предстоит познакомиться с поэмой «Медный всадник» и поразмышлять о судьбе города Петербурга, о судьбе его основателя и о судьбах тех простых людей, которые жили и живут в этом противоречивом городе;
Запишите тему сегодняшнего урока: «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек»;
Вступление преподавателя: 5 мин.
Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к поэме занимает четверть всей поэмы. Скажите к какому образу А.С. Пушкин обращается в этой части поэмы, почему вступление такое «массивное»?
Ответы обучающихся (размышления о Петербурге, гимн городу, воспевание любимого города, обращение к образу Петра I);
Действительно, автор славит Петербург, восхищается им, а Петр – великий император и властитель. Давайте представим что было до основания города, найдем в тексте описание места, на котором Петр решил построить Петербург.
Работа с текстом: «Приют убогого чухонца»; «По мшистым, топким берегам»; «И лес, неведомый лучам// В тумане спрятанного солнца…»;
(Слайд «Основание города»)
Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I, во многом изменившего ход русской истории. Поэт восхваляет государственное дело Петра, созданный им город. Зачем России нужен был нужен «великий рывок», великие преобразования? Обратимся к тексту, найдите основания, которые стали решающими в строительстве города на болоте. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.
Работа с текстом: «Отсель грозить мы будем шведу..», «В Европу прорубить окно…», «Ногою твердой стать при море…»;
(Слайд «Петр 1»)
Петр построил город в опасном месте, он вытащил Россию из «болота». Каким же стал город спустя годы, воплотились ли мечты Петра. Обратимся к описанию города.
Работа с текстом: Прошло сто лет, и юный град// Полнощных стран краса и диво// Из тьмы лесов, из топи блат// Вознесся пышно, горделиво; Громады стройные теснятся Темно-зелеными садами// Ее покрылись острова//
(Слайд «Петербург»)
Таким образом, город становится одним из героев поэмы. Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей все же остается городом на болоте, который может в любой момент быть сметен бунтом природной стихии, жестоко им подавленной. Что и происходит в основной части поэмы.
Вы уже прочитали две главы, в которых отражается содержание поэмы. Давайте постараемся погрузиться в тот ноябрьский день, когда произошла трагедия в Петербурге.
Просмотр видеоролика «Медный всадник».
Беседа с обучающимися о видеоматериале, получилось ли у автора, читающего текст передать переживания; подходит ли музыкальное сопровождение к стихам поэмы; попробуйте соотнести впечатления, которые возникали у вас вы при прочтении текста и впечатления, которые возникли у вас от просмотра видеоролика «Медный всадник», каким вы представляете себе Евгения.
Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику герою, какой человек предстает перед читателем.
Работа с текстом: «Пришел Евгений молодой…», «Живет в Коломне; где-то служит…», «Что был он беден, что трудом// Он должен был себе доставить//
И независимость и честь;//Что мог бы бог ему прибавить//Ума и денег. Что служит он всего два года…»;
(Слайд «Евгений»)
Перед нами возникает образ мелкого чиновника. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Но этот «маленький человек» тоже может мечтать, о чем?
Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой// Местечко получу, Параше// Препоручу семейство наше// И воспитание ребят…»;
(Слайд «Евгений»)
Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил сосредоточиться на поисках личного счастья в семье. Однако герой вынужден переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром.
Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Найдите описание наводнения. Что напоминает вам наводнение, описанное Пушкиным в поэме, и его последствия? Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом? Обратите внимание на иллюстрацию А.Бенуа, какие строки поэмы отражены в этой иллюстрации (Слайд).
Работа с текстом: «Обломки хижин, бревны, кровли// Товар запасливой торговли// Пожитки бледной нищеты// Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища// Плывут по улицам! Увы! всё гибнет: кров и пища!»
Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не виноватое, ибо природное, стихийное разливается по всем пространству Петербургу.
Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном счастье? Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?
Работа с текстом: Сидел недвижный, страшно бледный// Евгений. Он страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал// Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…
Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит переосмысление жизни?
Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений …// Увы! его смятенный ум// Против ужасных потрясений// Не устоял. Мятежный шум// Невы и ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался// Его терзал какой-то сон…
Давайте подумаем, к каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»?
Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Евгений вдруг становится отрешенным от всего меркантильного и обращается к высшим интересам мировой справедливости: «иль вся наша// И жизнь ничто, как сон пустой// Насмешка неба над землей…»! Поиск ответа на этот вопрос посылает безумного Евгения к подножию кумира и вызывает в его душе огненную и черную волну бунтарства.
Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…
Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).
Работа с текстом: Бежит и слышит за собой// Как будто грома грохотанье// Тяжело-звонкое скаканье// По потрясенной мостовой…
Евгений наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.
Работа с текстом: 40 мин.
Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.
«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более «великим», а другого — Евгения — сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
Для того, чтобы подчеркнуть контрастность и противоположность основных образов, их «раздвоение», разделимся на три группы по рядам:
1 ряд – представляет два образа Петра;
2 ряд – представляет два образа Евгения;
3 ряд – представляет два образа Петербурга;
Необходимо использовать для ответов цитаты из текста.
(Слайд, после ответов – слайд заполняется)
Выполнение задания: 10 мин.
4. Закрепление материала
Письменное задание.
Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос:
1) Можно ли считать создание образа Евгения в поэме одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе?
2) В чем, по-вашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта поэмы?
Выполнение задания: 1 мин.
5. Подведение итогов урока
Сегодня мы провели художественный анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», выявили ее идейное и художественное своеобразие. Давайте подведем итоги: завязка и конфликт «Медного всадника» классицистичны: идея личного счастья, носителем которой является Евгений, сталкивается с идеей государственности Петра. Всё решается не в пользу той или иной стороны, а ставится вопрос о нахождении согласованности современности и истории, личности и государства, счастья и законности. Эта идея – ядро концепции поэмы, определяющее ее поэтику и стиль. Маленький человек, которого не брал в расчет в своих державных деяниях царь, вдруг удостаивается внимания, осознается им, и окружающими, и самим повествователем как историческая сила, достойная соперничества и даже равная «державцу».
Подведение итогов: 3 мин.
6. Домашнее задание: работа с учебником «Литература», 1 ч., 10 класс, (под ред. Ю.В. Лебедева), зад. 21, стр. 158
Комментарий по выполнению домашнего задания: 2 мин.