Конспект урока по музыке
в 7 классе
Ж. Бизе опера « Кармен»
Самая популярная опера в мире.
Цель урока: Расширить представление учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов.
Задачи:
Знакомство с творчеством Ж. Бизе на примере оперы «Кармен».
Знакомство с музыкальной драматургией оперы.
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы урока.
«Мозговой штурм». Решение кроссворда по теме «Опера»
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| Л |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
| Б |
|
|
|
|
1 | У | В | Е | Р | Т | Ю | Р | А |
|
|
|
|
|
| Ч |
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
| Т |
|
| 4 |
|
|
|
| Т |
|
|
| Т |
|
| А |
|
|
|
| А |
|
| 2 | О | П | Е | Р | А |
|
|
| Т |
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
|
| В |
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
Оркестровое вступление к опере или балету.
Вид театрально — музыкального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия.
По вертикали:
Литературный текст к опере или балету.
Песня, в которой раскрывается характер героя.
Пение, приближенное к речи.
Сообщение учащихся по теме урока.( Творчество Ж. Бизе, Создание оперы « Кармен» ).
Слушание увертюры к опере « Кармен»
Отвечаем на вопросы:
Сколько контрастных разделов можно услышать в этом произведении? Звучанием каких групп инструментов симфонического оркестра композитор подчеркивает конфликт сюжета?
Продолжите эмоциональный словарь, характеризующий образный строй увертюры: праздник – трагедия; радость – страдание……
Увертюра к опере « Кармен» часто исполняется в прграммах симфонических концертов как самостоятельный номер. Как вы думаете, почему?
6. Работа с учебником по группам:
1 группа — музыкальная характеристика Кармен стр50-52,
2 группа — музыкальная характеристика Хозе стр.52-53,
3 группа — музыкальная характеристика Экамильо стр.52-53.
Вывод:
вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев;
Хозе — вокальная партия характеризуется песенностью с жанровыми особенностями романсовой лирики.
Музыкальной характеристикой Эскамильо является маршевость.
7. Просмотр видео фрагмента из оперы в исполнении на французском языке в исполнении Плачидо Доминго и Грейс Бамбри.
Вопрос: Не зная французского языка, прочитав о главных героях, а теперь просмотрев и прослушав фрагменты оперы определите, о чем поется в этих фрагментах и дайте характеристику Кармен и Хозе.
Вывод: Кармен – воплощение свободолюбия, кокетливости, уверенности в себе. Хозе – мужественность, глубокое чувство любви.
8. Учитель — как вы думаете – данное произведение можно считать современным?
Составление логических цепочек, доказывающих. Что данное произведение современно и в наши дни. Например:
Опера – Кармен – любовь — вечность – все времена — современность.
Таким образом мы можем сделать вывод, что произведение Бизе
« Кармен» актуально и в наше время.
Литература:
1. Боженова Л.Е. [Кармен]// Энциклопедия литературных героев. – М.:АГРАФ, 1997.- С., стр. 188-190.
2. Друскин М. История зарубежной музыки/Государственное Музыкальное Издательство Москва 1963 год, стр.2,3,4.
3. Кожевникова М.Ю.[«Кармен»]//Энциклопедия литературных произведений. – СПб: Невская книга, 2000, стр 225-226.
4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», стр. 2
5. 100 опер. Под редакцией М. Друскина. Издание 8-е