УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС.
Тема: «В этом деле он мастак» (глава «Гармонь»)
Ход
Орг. момент
— Здравствуйте, ребята. Мне приятно вновь встретиться с вами на уроке литературы, который мы начнем сегодня с песни. Послушайте небольшой отрывок и скажите, о ком эта песня. Звучит песня «Василий Теркин» в исполнении Павла Кашина
— О ком эта песня? Да современный российский музыкант—мультиинструменталист, автор и исполнитель песен – Павел Кашин поет про Теркина.
— Кто такой Василий Теркин?
— Что вы знаете о нем? (НА ДОСКЕ ВЫВЕШИВАЮ ФОТО ТЕРКИНА)
2. Работа в парах
— Я предлагаю поработать в парах и составить кластер «Василий Теркин», Вам необходимо охарактеризовать данного героя и устно привести доказательства
Проверка – пишут на доске (качество и доказательство)
— Ребята, а мне хочется назвать Теркина «мастак». Что значит это слово?
— Давайте проверим по словарям. К сожалению, это слово разговорное, поэтому в словарях нашей библиотеки и сельской такого слова нет, поэтому я приготовила вам словарные статьи из словарей, которые нашла в интернете.
— Прочитайте определение данного слова, найдите ключевые слова, после чего на листе бумаги запишите название словаря, автора и ключевые слова.
Проверка – листочки вывешивают на доску
— При ответе не забудьте автора, название словаря и ключевые слова
1. Малый академический словарь / Под ред. А. П. Евгеньевой/
Мастак -а́, м. просторечное
Искусный и опытный в каком-л. деле человек.
— Я решаюсь спросить у тебя совета, тем более что ты в этих делах мастак. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
2. Словарь синонимов:
артист, ас, виртуоз, ему и карты в руки, знаток, золотые руки, искусник, мастер, мастер на все руки, мастер своего дела, маэстро, по его части, специалист, умелец, это по его части
3. Толковый словарь русского языка: / Под ред. Д. Н. Ушакова./
мастак, м. (простореч.). Мастер своего дела, искусный и опытный в каком-н. деле человек. Он мастак спорить.
4. Толковый словарь Ефремовой
Ударение: маста́к м. разг.-сниж.
Тот, кто искусен, опытен в чем-либо
5. Энциклопедический словарь
мастак — МАСТА/К а/; м. Разг. Искусный и опытный в каком- либо деле человек. М. делать игрушки. М. петь песни. М. на все руки. М. в своём деле. М. на разные поделки …
6. Мастак `Толковый словарь Ожегова`
-а, м., в чём, на что и с неопр. (разг). Искусный и опытный в чём-н. человек, мастер (в 4 знач.). М. в своём деле. М. на выдумки. М. выдумывать.
— Опираясь на наши наблюдения, скажите, кто такой мастак?
— Таким образом, мастак – это искусный и опытный в каком-то деле человек.
Определение темы и цели урока
— Посмотрите на доску и скажите, какова будет тема.
ТЕТРАДЬ?????????????
— Определите цель урока
— Сегодня мы поработаем с одой из самых интересных глав поэмы «Гармонь» и попытаемся доказать, что Теркин был мастак.
4. Работа по главе «Гармонь»
— Какое событие лежит в основе главы «Гармонь»? (в центре – один из военных эпизодов: случайная встреча Теркина с танкистами на фронтовой дороге.
— При каких обстоятельствах встречаются герои?
— Давайте послушаем, о чем разговаривают солдаты, оказавшись в туннеле между сугробами
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
«Вот беда….Ну, сыграй ты, шут с тобой!»
Беседа
— О чем разговаривают солдаты с Теркиным?
— Почему, узнав, что гармонь их погибшего товарища и боль утраты еще так свежа, В. Теркин все же решается сыграть?
— Как вы оцениваете его поступок?
— В чем Теркин проявил себя как мастак?
(Мы видим, что Теркин почтителен, деликатен. Но желание помочь товарищам, поднять их настроение сильнее печали)
— Послушайте, как Твардовский рассказывает об игре Теркина
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ «Только взял боец…. Трех товарищах рассказ»
— Что узнали про игру Теркина?
— Какие песни мог играть Теркин? Почему?
(грустные – тоска по дому, веселые – желание поддержать солдат)
— Давайте послушаем отрывок одной из песен, которые, возможно, играл Твардовский
— Ребята, какое впечатление у вас создалось? Почему?
— Как вы думаете, как солдаты воспринимали игру Теркина?
— Как отреагировали танкисты? (Кто-то подпевал, кто-то лихо плясал).
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА в группах по 3 человека
«Плясуны на пару пара… Каблуку тому каюк» стр. 443
— Какие выразительные средства языка и с какой целью использует автор в описании танца?
Сравнение: « словно в праздник на вечерке половицы гнет в избе»
Метафору: « Прибаутки, поговорки сыплет под ноги себе»
Слова из разговорной речи: «Кабы», «каюк»
— Что придают тексту эти выразительные средства? ( Они помогают более наглядно, конкретно представить эту картину.)
+ картина
— Почему песни были нужны на войне
— Смысл эпизода
Кровь, смерть, испытания войны не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа советских солдат. Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания
-Как поступают солдаты с гармонью Теркина?
— Почему же бойцы отдают Теркину гармонь, единственную память о командире? ( Они поняли, что Теркин будет достоин славы их командира; ведь память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых.)
— Каким предстает Теркин в главе «Гармонь»
— В чем заключается идея главы? (На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки- прибаутки, дружба).
5. Чтение стих. местного поэта о Теркине
— Теркин настолько запоминающийся человек, что читая главы о нем, невольно представляешь образ этого героя, а у некоторых появляется желание рассказать о своих впечатлениях разными способами: Павел Кашин рассказал в песне, Орест Верейский нарисовал Теркина, в Смоленске поставлен Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину, он является, пожалуй, одним из самых необычных и оригинальных памятником Смоленска.
Уникальность смоленского памятника заключается в том, что на нем изображен поэт и придуманный им персонаж. Отлитые из бронзы поэт-фронтовик и его лучший литературный герой сидят, словно живые, на бревне и о чем-то говорят. Твардовский и Василий Теркин сидят на лавочке и что-то мирно обсуждают. Памятник действительно открыт совсем недавно – 2 мая 1995 года. Теркин изображен со своей гармошкой, а Твардовский внимательно слушает солдатские байки. На постаменте высечены строки из знаменитой поэмы, хорошо знакомые многим с детства.
Установка памятника была приурочена к 85-летию Александра Твардовского, которое отмечалось в 1995 году. Памятник уроженцу Смоленской губернии был создан местным скульптором А.Г. Сергеевым, который за свою работу был удостоен звания Почетного гражданина.
6. Сообщение родственницы о гармони, с которой прадед вернулся с войны.
— «..Мало кто знает, что в начале войны на исходе лета 1941 года, согласно директиве №220 Наркома обороны СССР, в действующую армию было отправлено 12000 гармоней, а к осени этого же года их было уже 60000.»
— Как вы думаете, с какой целью были отправлены гармони?
— Какую роль играла гармонь на войне?
Значит, нужны были на войне Теркины со своей гармошкой
-Давайте вернемся к теме и цели урока «В этом деле он мастак» и ответим на вопрос:
— Какую цель мы ставили?
— В чем Теркин «мастак»? не только в этой главе?
— Какие мысли и чувства вызвала у вас глава «Гармонь»?
— О чем заставила задуматься данная глава?
— Какое открытие вы сделали для себя?
7. Рефлексия
— Чтобы подвести итог нашей работе, я предлагаю написать синквейн, где главное слово будет Василий Теркин
Проверка
— Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Домашняя задание
сочинение- рассуждение Теркин – мастак
-конкурс на лучший памятник Василию Тёркину (подготовить рисунок и его защиту)
Молодцы, мне приятно было работать с вами.
— Спасибо за урок!