Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №77 с углубленным изучением химии
Петроградского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
ФИО учителя:_Двинянина Наталья Владимировна_
Дата урока: 30 января2015 г.
Класс: 9
Предмет: литература
Тема урока: Анализ эпизода дуэли Печорина и Грушницкого из главы «Княжна Мери» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Цели для учителя: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: | |
Тип урока: комбинированный | Форма урока: |
Опорные понятия, термины: Конфликт, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | Новые понятия: Эпизод, его границы |
Формы контроля: | Домашнее задание: |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемая технология, прием, метод | Планируемый результат (ЗУН) | |
Актуализация знаний
| Дайте характеристику Печорина и Грушницкого. Повторение опорных понятий. Какую сцену можно считать завязкой? | Дают характеристику героев на основе изучения и сравнения их на предыдущем уроке. Называют композиционные части повести ,романа. |
| уметь обобщать изученное на предыдущих уроках ,сопоставлять характеры героев ,знать основные композиционные части повести и всего романа. |
Определение темы урока
| Дать понятие эпизода , определить его границы. Почему именно этот эпизод предложен для анализа? | В тетрадях записывают тему, эпиграф, план урока. Предлагают варианты ответа, формулируют правильный ответ. |
|
|
Планирование деятельности
| 1.Анализ сцены «Ночь перед дуэлью»Вопросы: Почему Лермонтов пишет только о состоянии и переживаниях Печорина и ничего не рассказывает о Грушницком? Почему Печорин готов к смерти? Кто виноват в его трагедии? Докажите свою точку зрения, подтвердите фактами 2. Обратить внимание учащихся на пейзажные зарисовки и их роль в раскрытии образов. Как пейзаж передаёт состояние Печорина? Каким мы видим Печорина на фоне природы? | Чтение текста, работа с текстом ,поиск ответов. Дают ответы. Предлагают гипотезы ответа. Высказывают свою точку зрения, аргументируют.
Чтение пейзажа утра перед дуэлью. Найти эпитеты, метафоры. | технология продуктивного чтения;
проблемный диалог | владеть приёмами монологической речи, уметь отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами. |
…
| 3.Определим причины и цели дуэли. Заполняем вместе схему
3.Работаем с текстом: -назовите участников дуэли, условия дуэли. Каково состояние героев перед дуэлью? Перед каким выбором ставит Печорин Грушницкого?(честь или бесчестие).Что выбирает Грушницкий?
4.Какова роль драгунского капитана во всей этой истории? Чем страшны такие, как драгунский капитан ?
5.Обобщаем прочитанное : можно ли считать гибель Грушницкого закономерной? Можем ли мы пожалеть Грушницкого? Чувствует ли Печорин себя победителем? 6.В тетрадях(3-4 полных предложения) записать ответ : какие новые грани (стороны) характера Печорина вы открыли для себя, проанализировав эпизод дуэли?(5мин) Д/З Прочитать повесть «Фаталист».
| составляют в тетради схему, используют запись для дальнейшего анализа эпизода.
дают сжатый пересказ сцены дуэли. Отвечают на вопросы. Ориентируясь на схему, ищут ответ , зачитывают реплики героев .Пытаются объяснить причину выбора Грушницкого. Дают оценку поступкам героев.
Ответ ученика : кто такой драгунский капитан, его характеристика ?слушают , дополняют,
рассуждают, делают вывод.
читают ответы, обсуждают |
.
поисковая работа с текстом
фронтальный опрос.
выступление ученика (индивидуальное домашнее задание). учащиеся оценивают выступление товарища.
дискуссия | уметь составлять схему и пользоваться ею.
уметь находить важную информацию в тексте.
уметь слушать других, принимать другую точку зрения.
учиться объективно оценивать выступление товарища.
уметь спорить, быть корректным и терпимым к разным высказываниям
уметь делать вывод,
|
… Оценка/Самооценка | Подумайте , как каждый из вас сегодня работал на уроке? |
2-3 человека делают самоанализ | самоанализ, самооценка |
|