Конспект урока для 9 класса «Тема «живой» и «мертвой» души в поэме Н.В. Гоголя»

План-конспект урока литературы

Класс 9А, МКОУ СОШ №4 п. Чегдомын, 2011-12 учебный год

Тема: «Тема «живой» и «мертвой» души в поэме Н.В. Гоголя».



Цели: 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); 2) проецировать проблемы, поставленные Гоголем, на нашу жизнь. 3) расширить представление о понятии пошлости; 4) формировать навык наблюдения над гоголевским текстом (выявлять существенные признаки, сопоставлять, обобщать наблюдения и делать выводы)

Задачи: выявить отрицательные характеристики действий, поступков, характеров персонажей поэмы (на разных уровнях изображения); «обратить» «минусы» в «плюсы» (идя «от противного»: назвав отрицаемое, определить, к чему надо идти).

Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (тест)

Оформление доски: 1)эпиграф «Непонятной тоской уже загорелась земля: черствее и черствее становится жизнь, всё мельчает, и возрастает в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Всё глухо, могила повсюду! Боже! Страшно и пусто становится в этом мире…». Н.В. Гоголь. 2) vulgaris – обыкновенный; обыкновенный – как все, не выделяющийся, ничем не приметный, не стремящийся стать лучше, довольствующийся малым, нетребовательный = пошлый.

Ход урока:





слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые ответы учащихся


1 — тема

Оргмомент




2 — душа





3 — эпиграф

  1. Вступительное слово учителя:

Скажите, это пошло – дергать девочек за косы? А выражаться матерщинными словами там, где собралось больше одного человека? Пошло – хвастаться новой одеждой, свысока поглядывая на одноклассников? Целоваться? А в школьном коридоре? Запрыгивать на сцену в актовом зале, торопясь выступать и спрыгивать, выступив? Всегда ли мы легко отличим пошлое от приемлемого, допустимого в обществе? Какая реакция – точно знаем – на проявления вульгарности будет верной? (нам неловко, и мы отворачиваемся. А может, стоит дать понять, что неловко – поступать так, что оскорбляешь чувства других?) Над этим и предстоит сегодня нам размышлять.






1 и 2 главы «Мертвых душ» «не дали» читателю возможности хоть чем-то полюбоваться. Пейзаж? – грустно, тоскливо.





Красивые женщины в городе? Нет ни одного портрета, только упоминание о «блеске от свечей, ламп и дамских платьев»… любоваться нечем, зато алогизмов, нелепостей, да и просто примеров, заставляющих нас улыбнуться, набралось уже достаточно.

приведите примеры – запомнившиеся детали города или окрестностей Маниловки)

(вывески на заведениях «И вот заведение», «Иностранец Василий Федоров», обилие Питейных домов; «широковетвистые дерева» не выше тростника, с подпорками в виде треугольников; нескончаемые деревянные заборы в губернском городе; «нет зелени, везде одно бревно» на подъезде к Маниловке и т.п.)



  1. Тест.

Вспомните детали рисующие действительность губернского города (см. приложение №1)


Решение тестовых заданий – 5 минут




  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира;

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!));

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений). (* — уточнить по тексту).

Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?


Работа в парах







а) 2,7,8,9

б) 1,4,5,6,10





в) 2*,3,5,10*










  1. Учитель: подобное обилие отрицательных характеристик неслучайно, их источник – обыденность жизни, из которой рождается скука и делает существование никчемным, пошлым. Герои поэмы движимы безнравственными или преступными мотивами (еще впереди рассмотрение аферы Чичикова!) и всегда незначительными, подчеркнуто ничтожными, призрачными интересами. В мире «мертвых душ» нет ничего, составляющего поэзию человеческого существования. Мы это выявили на примере интересов Манилова, на примере его взаимоотношений с женой.


Ответ на вопрос в ходе подведения промежуточного итога:



Каковы интересы Манилова? В чем суть его взаимоотношений с женой?


Интересов у Манилова нет! Кроме выкладывания табака разнообразными кучками и

несбыточных мечтаний.



Отношения «застыли» в течение 8 лет на стадии поцелуев-подарочков.






  1. Теперь объект нашего рассмотрения – дети Манилова.














1. Какое впечатление производят на читателя Фемистоклюс и Алкид?










  1. обычные дети – мы ничего не заметили;

  2. смешно смотреть, как перед едой подбородок завязан салфеткой;

  3. грустно от пошлых вопросов их отца и его «планов» на будущее сыновей








  1. Организация анализа эпизода

























4) Как еще 7-летний ребенок должен ответить на вопрос отца, начинающийся словом «Хочешь» (быть посланником)? – конечно, «Хочу» – отвечал он, «жуя хлеб и болтая головой направо и налево».

Автор иронизирует над отцом, не только «заставляя» задать этот вопрос, но и «разрешив» сыну не быть здесь серьезным. Неумное поведение отца бросает тень и на детей. Критик и философ В. Розанов в начале 20 века увидел кощунство в сатире Гоголя, посягнувшей на святость детства.



2. Назовите и объясните нелепости, которые вы заметили в словах и действиях героев – взрослых людей.

3. Оцените способности Фемистоклюса, его остроумие и реакцию на вопрос, хочет ли быть посланником









2) Пришли обедать, гостю представляют детей хозяина – вдруг(?) вопрос Манилова о главном городе Франции и России (родители любят хвастать успехами и талантами детей). Поэтому и Чичиков, выслушав ответы, «с некоторым видом изумления» добавляет, что «в этом ребенке будут большие способности». 3) нелогичный пример остроумия Фемистоклюса («у него чрезвычайно много остроумия») – о двигательной реакции ребенка (плюс «непорядочность» однородных сказуемых: заметит букашку, побежит и тотчас обратит внимание).



  1. Организация анализа эпизода (продолжение)



(см. приложение №3)

Чтение и комментарий эпизода с бараньей костью. (Абзац «В это время стоявший позади лакей утер посланнику нос…»). Параллельно с чтением – индивидуализированное задание: комментарий к поведению учителя в данной сцене. Вопросы классу.





  1. Подведение итогов урока

Что же значит – пошлость?

Если вернуться к рассмотренным сегодня примерам и обобщить их, — мы увидим: пошлость – это стремление хвастать своими детьми перед чужими людьми и «вежливое» невнимание к их проделкам; это «краснолицее», сытое существование, равняющее человека с самоваром; это безразличие к своей(!) земле, а отсюда – ее неухоженность, унылость, оживляемые бабами, что тянут-тянут бредень, а в нем всего-то два рака и блестит плотва. Пошлость – это бисерный чехольчик на зубочистку, приготовляемый ко дню рождения… Обыкновенно? Да. Vulgaris.

Вопрос классу

ответы с опорой на словарные значения: грубость, вульгарность, низость в нравственном отношении)



  1. Комментарий домашнего задания

Написать сочинение-размышление «Какое «завтра» ждет детей Манилова?» или Составить ментальную карту «Пошлость»


















Приложение №3. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА с бараньей костью.

  • Заметили ли родители происшествие? А укушенное ухо заметили? За что можно лишиться блюда за столом? (За громкий плач во время обеда. А ухо пусть кусает старший брат? Родители вообще видят только гостя).

  • *Как звучит фраза «лакей утер посланнику нос»? Почему мальчик здесь не назван мальчиком? (авторская ирония – но уже в отношении ребенка, а не отца: слишком неожиданно «посторонняя капля» прервала восхищенную речь Манилова).

  • Как ведет себя учитель на протяжении сцен с участием детей? («Хотел ему [Фемистоклюсу] вскочить в глаза»; «опять настроил внимание»; внимательно следил за разговором и как только замечал, что хотят усмехнуться, «открывал рот и смеялся с усердием».) Почему так унизительно (самоуничижительно) его поведение? («Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение». Необъяснимое желание заискивать там, где в этом нет нужды!)





Приложение №1. ТЕСТ

.

  1. Особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки (тараканы, как чернослив, из всех углов).

  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? («В окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было бы подумать…»).

  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу… (жареная курица»).

  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам?

(пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких неделей).

  1. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? (высмаркивался) чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»

  2. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? («чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник).

  3. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как … («носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета).

  4. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел … (теленок) или высовывала слепую морду свою … (свинья).

  5. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две … » (бабы, влачившие по пруду бредень).

  6. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно, … какая? (не без приятности): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).

  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира (2,7,8,9);

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!) (1,4,5,6,10);

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений (2*,3,5,10*). (* — уточнить по тексту).

Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?

Приложение №2. Тест. Вспомните!

  1. Назовите особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки: ________________________________________________________________________________________________________________

  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? ___________________________________________________

  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу… ________________________________

  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам? _________________________________________________________

  5. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? _________________________ чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»

  6. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? ____________________________________________________

  7. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как _________________________________

  8. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел ___________ или высовывала слепую морду свою _________________ .

  9. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две ___________________________________________________________________________________________________________________

  10. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно, какая? _______________________________): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).

Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира __________________________________

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!) __________________________

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений ____________________________________________ Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?





Свежие документы:  План-конспект по теме: “Обобщение и контроль знаний по разделу Гидросфера” 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: