К.И.Чуковский «Федорино горе».
Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе».
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского, развивать и обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность.
Задачи образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
Задачи развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
Задачи воспитательные. Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю и самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.
Тип урока — комбинированный.
Формы работы учащихся — фронтальная, индивидуальная, работа в группе.
Место проведения. Кабинет начальных классов.
Продолжительность урока. 40 минут.
Материально-техническое обеспечение. Презентация Microsoft Office Power Point 2007, мультипликационный фильм «Федорино горе».
Методическое и дидактическое обеспечение урока. Раскраски, карточки индивидуальные для первичного закрепления темы урока.
Ход урока.
Для улучшения работы на уроке делаем гимнастику.
I. Организационный момент.
Цель: настроить на урок.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст нам сил и уверенности в своих знаниях. Наш девиз «Хочу всё знать».
Речевая разминка.
Цель: — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Та-та-та-в нашем классе чистота.
Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения «Путаница».
II. Обобщение опыта учащихся. Постановка цели урока.
Цель: вспомнить название сказок К.И.Чуковского, закрепить понятие «сказка».
Сегодня будем читать сказку замечательного детского писателя. Давайте попробуем вспомнить фамилию сами. Сейчас я вам прочитаю отрывки из его произведений. Мы попробуем отгадать название этих произведений (отгадки висят на стенах).
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче ___________
Именинница! (Муха-Цокотуха)
И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай! (Айболит)
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон. (Телефон)
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист. (Мойдодыр)
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград. (Радость)
III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Цель: продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского.
Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя.
Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Это его имя — не настоящее, он выбрал его себе как поэт. А на самом деле его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Сам Корней Иванович был счастливым человеком! Ведь он любил детей, и дети любили его. Когда Чуковский состарился, дети стали называть его дедушка Корней! И он радовался этому и шутил: «Деду скоро триста лет, а он такой же пистолет!»
А сказочником он стал случайно. Заболел его сын. Мальчик все время плакал, не мог уснуть. Чуковский чтобы его отвлечь начал рассказывать:
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Крокодил, крокодил, Крокодилович.
Это первые строчки его сказки «Крокодил». Сын успокоился и стал слушать. На следующий день он все рассказал отцу по памяти. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей ещё и загадки. Попробуйте их разгадать (работа в группах).
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки.)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла)
Физминутка
IV. Работа над сказкой.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением К.И.Чуковского (на доске висят буквы, из которых ребята составляют название). Фдрн гр еоио ое (Федорино горе).
Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского «Федорино горе». Однажды Корней Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось «Федорино горе».
Словарная работа (кочерга, ушат, сито, прусак).
Цель: развивать и обогащать речь учащихся.
Прочитывание сказки «Федорино горе».
Цель: знакомство с новым произведением, учить устанавливать последовательность действий в произведении.
2. Первичная проверка знаний.
-Понравилась ли вам сказка?
— Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
— В какой местности жила Федора? А мы с вами где живем?
— Из — за чего убежала вся посуда от Федоры?
— Давайте перечислим, что убежало от Федоры.
3. Выборочное чтение. Работа в группах.
-Найдите отрывок, где жалуется кастрюля и прочитайте.
— Найдите и прочитайте отрывок, как жалуется медный таз.
4. Образ Федоры. Работа в группах.
-Какую песню пела Федора? (прочитать)
-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать)
5. Воспитательный момент.
-А вы дома родителям помогаете следить за чистотой? Как?
V. Закрепление нового материала.
Цель: провести первоначальное закрепление по теме урока.
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Работа в группах.
И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги»
VI. Итог урока.
-Что нового мы узнали на уроке? С каким произведением познакомились?
-Какое горе произошло с Федорой?
— Кто в этом виноват?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
— Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у нас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
— Чему нас учит это стихотворение?
Отметки за урок.
VII. Домашнее задание.
— Раскрасить и выберите в тексте строки к рисунку.
Просмотр мф