МИНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
Конспект урока литературного чтения
Образовательная система: «Школа 2100″.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения: мультимедиа.
Тема урока: Е.Велтистов «Приключения Электроника». Начало фантастических событий.
Класс: 4 (1-4)
Ф.И.О. преподавателя: Кулашкина Алена Николаевна.
г. Сургут,
2013/14 учебный год.
Технологическая карта урока
Е.Велтистов. «Приключения Электроника». Начало фантастических событий. | |
Цели урока: | Образовательные: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения. Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно. (Слайд 2) |
Тип урока: | Формирование нового знания |
Форма проведения | комбинированный с использованием информационных технологий |
Ресурсы: | Оборудование учителя: мультимедийный проектор; ноутбук; экран; мультимедийная презентация к уроку ; учебник Литературное чтение » В океане света» . Авторы Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева, 4 класс, 1 часть; самоанализ урока; Оборудование учащихся: учебник Литературное чтение » В океане света». Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс, 1 часть; толковые словари: С.И. Ожегова; О.Д.Ушакова,В.В.Репкина,В.И.Даля. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа , работа в парах. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся | Предметные результаты | |
Самоопределение к в деятельности. / 2 мин Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. | Приветствуют учителя. Определяют автора слов к песне из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина».
| Школьная жизнь, идет день за днём, месяц за месяцем…. Если умеешь радоваться жизни, интересным становится всё. А что каждый из вас считает интересным в школе? Послушайте фрагмент песни о школе! С каким настроением вы пришли сегодня в школу? | Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания. |
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует проверку домашнего задания. Использует подводящий диалог.
| Повторяют изученный ранее материал.
Класс делится на группы. Учащиеся выбирают источник информации и осуществляют поиск значения указанного слова. Фиксируют индивидуальное затруднение в учебном действии. Выполняют задание в группах, по окончании работы проговаривают, как действовали. | — Узнали, кто автор слов к песне видеофрагмента? — Есть ли у вас любимое стихотворение Генриха Сапгира? -Чтение наизусть стихотворений Генриха Сапгира. Проверка домашнего задания. — Можно ли сказать, что Генрих Сапгир — фантазёр? — Как вы понимаете значение слова «фантазия»? «Фантазия — способность к творческому воображению; само такое воображение; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; прихоть, причуда». По словарю Ожегова. — Когда говорят «богатая фантазия», «полет фантазии», « на крыльях фантазии»? Именно благодаря фантазии человек может творить. Древние греки называли Фантазом — бога сна. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. От этого корня и произошли слова слово «фантазия» и «фантастика» Слово «фантазия» произошло от греческого (от греч. « воображение»). Как вы понимаете значение слова «фантастика»? Где точнее найти определение этого слова? Первая группа самостоятельно формулируют значение слова «Фантастика», используя журналы научного характера.. Вторая группа работают в книге по чтению. Третья группа работают в со словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова. Четвертая группа ищет в словарях В.И.Даля, М.Фасмера. Пятая группа использует для поиска толковый словарик школьника О.Д.Ушакова. Выступление представителей групп. Какая группа дала наиболее точное и доступное определение? Фантастика, 1. Что-либо невероятное. Невообразимое ( разг.).2. Литературные произведения, описывающие сверхъестественные события. По словарю О.Д.Ушакова. Фантастика 1. Похожий на фантазию, причудливый, волшебный сверхъестественный. 2. Совершенно неправдоподобный, невероятный, несбыточный. По словарю С.И.Ожегова.
| Формирование мотивационной основы учебной деятельности; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Выбор источника информации. Работа с учебной задачей.
|
Цель. Формулирование темы урока
| Обогащает словарный запас обучающихся, кругозор.
| Выполняют задания в рабочей тетради. Формулируют тему урока, определяют жанр произведения.
Работают с текстом в учебнике. | Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика. — Кто из вас любит читать фантастику? — Как вы думаете можно ли фантастику написать стихами? Следующее задание для работы в парах. Игра «Шутка или фантастика?» В рабочей тетради (стр. 6) прочитайте задание 1.1. Как надо прочитать стихотворение Генриха Сапгира? Сначала прочитать стихотворение как шуточное, несерьёзное, а потом прочитать как фантастическое. Поиграйте с соседом по парте, один читает, а другой определяет: шутка или фантастика. Показательное чтение 2-3 человек. Герои нашего учебника Оля и Игорь очень любят играть в эту игру. Хотите узнать какая фантастическая повесть им больше всего нравится? Чтение текста на стр.8. -Сформулируйте, какой будет тема нашего урока? -Кто это «Электроник»? Прочитайте имя и фамилию автора произведения. Может быть кто-то уже знаком с героями Евгения Велтистова? А что вы знаете об авторе этой прекрасной книги? Выступления учащихся. Евгений Велтистов. Москвич. Родился в семье военного инженера в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». Как возник образ «Электроника — мальчика из чемодана»? Однажды молодой автор собрался в отпуск , к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть? Может там ……электронный мальчик? Вошел в купе , открыл чемодан и ахнул! Оказывается писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся…. Пришлось у моря почитать вволю. Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси — неуловимый друг» и «Победитель невозможного». А когда на телеэкран вышел фильм, поставленный по сценарию Е.Велтистова — успех превзошёл ожидания. Вот так прогресс. — Что интересного узнали? — Рассмотрите произведение в учебнике. Докажите, что это повесть. ( Разделена на главы, каждая глава имеет название, большой объём). — Рассмотрите иллюстрации к произведению. Предположите, о ком пойдет речь в повести? -Прочитайте справку. Кому она выдана? -Что необычного заметили? -Кто составитель справки? Кем она выдана? -Значит появление Электроника это результат какого труда? (научного труда). -Может ли быть выдана такая справка в реальной действительности? -Что вы знаете о роботах? -Предположите, о каком мальчике пойдёт речь в первой главе? Повесть «Приключения Электроника»- это научная фантастика?
| Умение формулировать тему урока. Правильное и умелое пользование речью в различных жизненных ситуациях.
Вступают в диалог с учителем. |
Динамическая пауза.
|
| Выполняют действия по инструкции учителя |
|
|
Работа с текстом во время чтения. / 10 мин Цель. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение общего кругозора |
| Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге. Предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы. Чтение вслух с комментированием.
| Комментированное чтение 1 главы. — Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.) — Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.) — О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.) — Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.) — Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ? (Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.) — Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот? ( Робот был похож на обычного мальчика.) — Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот? (Ответы учащихся) — Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией. — Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.) -. Что же произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.) — Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.) — Как это повлияло на поведение Электроника? ( Прыгает со второго этажа и убегает.) — Профессор встревожен. Предположите, почему? ( Электроник окажется среди людей.) — Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте. (Ответы детей.)
| Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.
Анализировать содержание рассказа.
Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других. |
Словарная работа. | Организует словарную работу с учащимися. Словарная работа ведётся по ходу чтения текста произведения. | На основе жизненного опыта определяют толкование слов. | Конгресс — собрание ученых. Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией. Кибернетики — ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины. Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
| Развитие связной речи младших школьников. |
Гимнастика для глаз Цель. Расслабление глаз.
|
| Выполняют действия по инструкции учителя |
|
|
Работа с текстом после чтения./ 10 мин. Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.
| Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу. | Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке. Формулируют учебный вопрос, называют этапы работы. Отвечают на вопрос, формулируя выводы и предложения. Выполняют здание в парах, проговаривают, как действовали. Обобщают, делают выводы. | -Интересна история об Электронике? (История об Электронике заряжает энергией тех, кому интересна наука, достижения человечества.) После первичного прочтения можно ли ответить на главный вопрос? Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает отрывок текста из первой главы. Задача: прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая. Составляем план действий:
| Смысловое чтение. Извлечение необходимой информации. Умение делать выводы в результате совместной работы
|
Воспроизведение нового знания. / 2 мин Цель. Подвести итоги работы на уроке |
| Воспроизведение нового знания обучающимися. | -Какой был проблемный вопрос? -Какой решение мы нашли ? -Чья версия подтвердилась? Комментированное выставление оценок. | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности — доброту, скромность. |
Рефлексия учебной деятельности./ 2 мин |
|
| -Может быть сегодня ночью, где-то нашей школе будет светиться одно окно: это Электроник в кабинете математики листает то за томом всю ночь напролёт. Посмотри на эту школьную лестницу, подумай и отметь, на какую ступеньку ты поставишь себя, если встретишь Электроника Нижняя ступенька – Не смогу стать ему другом. Средняя — Сомневаюсь. Верхняя — Уверен, смогу стать другом мальчика из чемодана — Что получилось? |
|
Домашнее задание. / 1 мин
| Записывает задание на доске. | Записывают задание в дневник. | Нарисуй робота будущего и составь два вопроса для внимательного читателя. |
|