Конспект урока литературного чтения для 4 класса по теме «Акцентное вычитывание текста»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе


Пономарёва Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов

второй категории

МБОУ гимназия №8
города Можги Удмуртской Республики

Тема урока: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.







































Конспект урока литературное чтение.

Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Акцентное вычитывание текста.

Цели:

  1. Учить бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой;

  2. Развивать умение работать в группе;

  3. Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать другим.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;

  2. Учить детей использовать в своих рассказах презентации, пользоваться средствами ИКТ;

  3. Учить определять тип рассказчика, его настроение в произведении;

  4. Содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников;

  5. Развивать речь, память, мышление;

  6. Развивать фантазию, творческое воображение детей;

  7. Воспитывать культуру поведения детей на уроке;

  8. Воспитывать читательский интерес.



Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, книги Г.Х.Андерсена, рисунки детей, мультфильм «Гадкий утенок», карточки отношений, ноутбук, проектор, магниты, доска, карточки с вопросами.

этапы

дозировка

содержание

примечание

I. Орг.

момент



II. Объявление темы урока









III.

Презентация о творчестве писателя

















IV. Выставка книг







V. Проверка домашнего чтения

































































VI.акцентное вычитывание 1 части текста











































Составление диафильма





































































































VII. физкульт

минутка





















































































VIII. Просмотр отрывка из мультфильма



































IX. Итог.



































X. Рефлексия







XI. Домашнее задание.


1 мин.







1 мин.













5 мин.





















1 мин.









4 мин.





































































12мин.





























































































































































3 мин.





















































































6 мин.









































5 мин.



































1 мин.







1 мин.

Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем.



Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства.

— А подробнее вам сегодня расскажет о творчестве писателя первая группа ребят, которая подготовила презентацию о писателе.

— Действительно, Г.Х.Андерсен начал сочинять свои стихи еще в детстве. Он любил рассказывать увлекательные истории. За свою жизнь он написал много разных сказок.

— Ребята из второй группы подготовили к сегодняшнему уроку выставку его книг.





— Сегодня мы поработаем с вами со сказкой «Гадкий утенок».

— Вы дома читали эту сказку. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

— Каждая группа получит по карточке с вопросами, на которые нужно будет ответить затем проведем взаимопроверку, используя карточки отношений +,-,?

1. Кто является рассказчиком в произведении? (РП с п.т.з)

2. Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зеленые листья лопуха? (Зеленый цвет был полезен для глаз).

3. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры»).

4. Петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами).

— А теперь проверим, как вы ответили на вопросы. Сначала отвечает первая группа на первый вопрос. А остальные, чтобы подтвердить, правильный ответ или нет, используйте карточки отношений.

— Ребята, вспомните, что означает РП с п.т.з.? Как это понять? Что такое п.т.з.?



— Хорошо, молодцы! Начинаем работать над акцентным вычитыванием сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен.

— Вы подготовили к уроку рисунки, как вы думаете для чего? (составлять диафильм).

— В течении урока мы с вами будем составлять диафильм по сказке.

— Многие из вас, наверное, уже знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз убеждались, что возвращаясь к известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое.

— Сегодня мы будем работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части, но в учебнике текст поделен на части, чтобы вам было удобнее читать.

— Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик- повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).

— Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?

— Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.

— Какое настроение у РП?(он восхищается. В природе все прекрасно.)

— Почему вы так считаете?

Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (читатель ожидает веселую интересную историю).

— Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.

— Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)

-Что было дальше? (вылупились птенцы).

— Каким был следующий день? (в природе опять все хорошо.)

— Найдите это в тексте.

— Все утята , в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».

— Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик? (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)

— О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит? (Рассказчику смешно.)

-Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

— А вот обрадовались ли появлению утят на дворе, об этом мы поговорим позже, а сейчас немного отдохнем.









— Молодцы! Продолжаем работать.

— Как отнеслись обитатели птичьего двора к появлению утят? («еще целая орава». Особенно им не понравился огромный птенец).

— Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).

— Что же чувствовал сам утенок? (Он не знал, что делать).

— Это чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова? (Эти слова сказаны РП, а думает так утенок. Это п.т.з. Она «переплывает» от рассказчика к утенку).

— Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка? (Доброе).

— За что его обижали обитатели? (Он был не похож на них).

— Всегда ли так поступают птицы? (По-разному: могут заклевать, а могут и помочь).

— А люди? (Люди тоже бывают разные).



Как рассказчик-повествователь относится к утенку? (Ему жалко утенка: «бедный» утенок, «бедняжка».)

— что произошло с утенком дальше? (Он уходит со двора).

— Молодцы! Сейчас мы с вами читали художественный текст. Кто этот текст написал? (писатель).

— Еще мы с вами составили свой диафильм.

— А еще я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».

— Как называют человека, который создает фильмы и мультфильмы? (Режиссер).

— А для чего нам нужно еще и мультфильм посмотреть? (сравнить видение автора, режиссера и наше).





— А теперь давайте сравним художественный текст и работу режиссера. Искажается ли смысл произведения?

— Почему эти фрагменты получились разные? (У всех свое видение).





— Для чего мы с вами составляли диафильм?

Ребята, подумайте, а где мы можем применить наш диафильм? (н-р, отправить на конкурс «Портфолио»). Но диафильм у нас с вами еще не до делан. Чего еще не хватает? (названия и строчек к кадрам).

-у меня есть текст к кадрам диафильма. Сейчас я каждой группе дам по три строчки, а вы определите, к какому кадру они подходят.

— Теперь эту работу можно смело отправить на участие в Фестивале «Портфолио».



— Как вы думаете чему может научить эта сказка?

— Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

— Домашнее задание: читать 2 часть сказки.


Приветствие гостей



















Выступление учеников с презентацией

















Показ выставки книг













Ребята в группах отвечают на вопросы и проверяют правильность ответов с помощью карточек отношений



















































































Ребята отвечают на вопросы



Вывешивание рисунка для составления диафильма







Дети отвечают на вопросы учителя





Вывешивают рисунки к диафильму









Вывешивают рисунок к диафильму





Вывешивают рисунок к диафильму















Рисунок с изображением испанской утки































Физкульт минутка по презентации для глаз











Вывешивают рисунок к диафильму



















































Вывешивают рисунок к диафильму











Показ мультфильма по телевизору.





































Учитель задает вопросы, дети отвечают и подводят итог урока.

Ребята в группах распределяют текст к кадрам диафильма.









Список использованной литературы

  1. Учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской;

  2. Книги Г.Х.Андерсена

  3. «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен

  4. https://festival.1september.ru/articles/588042/



































































Приложение.

Фразы

Хорошо за городом!”





В чаще лопуха было так же глухо и дико, там-то и сидела на яйцах утка”.





Наконец яичные скорлупки затрещали”. “Пи! Пи! – послышалось из них”.





Постой-ка, я взгляну на яйцо! – сказала старая утка”.





На другой день погода стояла чудесная…”





— За мной! Живо! – позвала она утят, и те один за другим бултыхнулись в воду”.





Две семьи дрались из за одной угриной головки, и в конце концов она досталась кошке”.





Крякните поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех!”





Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою”.





Не выдержал утенок, перебежал двор и – через изгородь!”



Свежие документы:  Конспект открытого урока по литературному чтению для 2 класса "Цветик - семицветик"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: