Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.
Задачи:
проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;
совершенствовать навык беглого чтения;
работа над жанром «сказ»;
обогащать словарный запас;
развивать внимание учащихся;
учить составлению портретной характеристики героев;
воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3 Проверка домашнего задания
4. Словарная работа.
5. Чтение части.
6. Работа над содержанием.
7. Работа над портретной характеристикой.
8. Вывод.
9. Домашнее задание к следующему уроку.
10. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.
2. Постановка цели урока
2-3 слайд
На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)
У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.
Д. Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.
У. Почему не сказку, а сказ?
Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.
3. Проверка домашнего задания
У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.
Выборочное чтение
4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».
5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».
6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».
7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».
8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».
4. Словарная работа
9 слайд
У. Прочитайте слова, написанные на доске.
Кто сможет объяснить смысл этих слов?
Солонина – солёное мясо
Ворочайся — возвращайся
Ложок – низина
Балаган – избушка в лесу
5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.
У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Д. Предположения детей.
У. Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.
Чтение текста стр.153 – 159.
У.Ваши предположения подтвердились?
6. Работа с текстом.
У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?
1. Сколько раз приходил козлик?
2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?
3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?
4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)
5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?
7. Работа над портретной характеристикой
У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.
Работа в парах
Эгоистичный, добрый, ласковый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.
Проверка
— Что общего вы заметили в их описании?
(одинокие, ценят красоту, природу).
+ Опишите волшебных животных.
Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.
Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.
8. Вывод
У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
9. Домашнее задание
У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».
10. Рефлексия
У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
— Всем спасибо!