Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Заглавная буква Ф»

Конспект урока литературного чтения в 1 «А» классе


Тема «Заглавная буква Ф»

Цели урока:

обучающая — знакомство с заглавной буквой Ф;

развивающая – обретение навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;

воспитательная – воспитание любви к предмету, русской поэзии, родине.


  1. Организационный момент. Психологический настрой.

— Громко прозвенел звонок

Начинается урок…

— Но наш урок, ребята, сегодня необычный. Во-первых, потому что на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к гостям и поздороваемся. А во-вторых, необычным будет наш урок ещё и потому, что мы отправимся в путешествие по странам Европы. Кто может объяснить значение этого слова?

— Хотите отправиться в путешествие? Страны эти находятся далеко от нас, туда мы сможем попасть на каком-то транспортном средстве. Оно появится здесь, если вы расшифруете схему.

— Чего не хватает на схеме? ( Ударения). Ударный слог – третий. Какая буква стоит в 3-м слоге? Почему? (Ё — всегда ударная, это слово — самолёт).

— Молодцы, ребята! Транспортное средство есть, но оно не совсем готово к полёту. Пока наш самолёт отправляется на заправку, мы тоже должны подготовиться и выполнить речевую разминку, чтобы наша речь была правильной.

  1. Речевая разминка.

  1. Работа с чистоговорками (чистоговорки записаны).


Ра-ра-ра — начинается игра. (прочитать мальчикам)

Шо-шо-шо – всё будет хорошо. (прочитать девочкам)

Ко-ко-ко – прочитаем всё легко. (прочитать с повышением голоса)

Ра-ра-ра – в путешествие пора. (прочитать с понижением голоса)


  1. Работа со скороговоркой.


3) Игра «Твёрдый-мягкий»

Фабрика, шофёр, физкультура , фуфайка, фикус, светофор.


  1. Слоговая разминка.



4) Слоговой аукцион.

— Продолжите слово (задание даётся по рядам).

Фо… кус, тография, нарь.

Фор… ма, точка, тепьяно.

Фи… лин, кус, гура.


  1. Сообщение темы и целей урока.

— Прилетел наш самолёт. Скажите, что за пассажир на его борту? Что вы знаете об этом пассажире? (Буква печатная строчная, обозначает глухой согласный звук твёрдый или мягкий).

— Достаточно ли нам строчной буквы ф? (Нет).

— Для чего нужна заглавная буква?


  1. Тема урока.

  1. Введение новой буквы.

  2. Сравнение заглавной и строчной букв Фф.



Буква ф строчная всё же

На заглавную похожа.

В чём отличье, вот вопрос:

Цвет, иль форма, может рост?

Коль ответ дадим толковый –

К путешествию готовы!!!



— По какому признаку отличаются буквы? (По размеру)



  1. Работа по учебнику, чтение слов.

— Прочитайте 1 столбик слов. С какой буквы написаны слова. Почему?

— Прочитайте первое слово. (Федя)

— Мальчик вырос, и выросло его имя. Прочитайте, как теперь его зовут. (Фёдор)

— Прочитайте слово, которое называет фамилию человека (Фролов).

— Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол).



  1. Работа по учебнику, чтение имён, фамилий, географических названий на букву Ф и предложений, разъясняющих их.



— Ребята, наше путешествие начинается. Давайте прочитаем, из какой страны мы начнём путешествовать? (Россия).

— В России много известных людей, и такими людьми мы сегодня познакомимся. Прочитайте слова, записанные на доске (А.Фет и Ф.Тютчев). Почему слова записаны с заглавной буквы?

— Найдите в учебнике о них предложение.

Учитель показывает портреты писателей А.Фета и Ф.Тютчев.



— Прочитайте слово (Фили). Оно тоже написано с большой буквы. Давайте узнаем из учебника, что оно обозначает. Какие знаки препинания заметили? (Тире — требует повышения голоса и перемены интонации, запятая – чуть заметное повышение голоса.)

Учитель показывает фрагмент «Бородинской панорамы».







— Прочитайте название страны (Украина) и города (Феодосия).

— Прочитайте предложение в учебнике.



Учитель показывает иллюстрации Крыма, Чёрного моря.



— Прочитайте четвёртое предложение, обращая внимание на знаки препинания.

Учитель показывает иллюстрации города Флоренции в Италии.





Физминутка

Дружно выйдем с самолёта,

Отдохнуть нам всем охота.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Ну, а шесть – тихонько сесть.

Семь, восемь – лень отбросим,

И лететь мы дальше просим!



— Прочитайте о Франции. Сколько предложений прочитали? (Два)

— Представьте, что вы корреспонденты и рассказываете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».







6) А теперь мы с вами отправимся в другую страну, близкую нам, родную, любимую. Как вы думаете, что это за страна? (Россия).



Чтение текста на слайде:



Огромна и красива наша страна Россия. Столица нашей Родины – Москва. Самое красивое место в Москве – Красная площадь. Россия прекрасна во все времена года.



Работа со стихотворением А.Фета.

а) Подготовка к восприятию произведения.

— Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)



— Какую картину мы наблюдаем за окном? Опишите её.

— Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладонь. (Снежинка)

— Снежинки приглашают вас отдохнуть.



Выполняется физминутка для глаз.



— Снежинки кружатся в хороводе, радуют нас и поют песенку. Давайте её прочитаем вместе со мной.



Чтение печатного текста с доски одновременно с учителем.

Мы снежинки, как пушинки.

Наша радость – лёгкий бег.

Тут снежинка, там снежинка,

Ну, а вместе будет снег!

— Кто запомнил стихотворение и хочет прочесть его наизусть?



б) Постановка проблемы:

— Чем отличаются стихи от разговорной речи?

— Когда у человека возникает потребность перейти от простой речи к стихам?

После того как большинство детей выскажет своё мнение, учитель предлагает прочитать в «Букваре» имя и фамилию автора: Афанасий Фет.

— Что на уроке узнали об этом писателе? (А.Фет писал прекрасные стихи о русской природе.)

  1. Работа со стихотворением А.Фета.

а) вводная беседа.

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года такие краски? (Эти стихи о русской природе зимой.)

— Подтвердите своё предположение.

б) выразительное чтение стихотворения наизусть учеником.

— Какие картины рисует ваше воображение?

в) подготовка к чтению.

— Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А.Фета? (Спокойную, мечтательную).

— Давайте откроем секреты красоты этого стихотворения.

г) Чтение стихотворения детьми вполголоса.

д) Работа с текстом, записанным на доске.

Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке сани.

— В обоих текстах речь идёт об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом – прозой. Какой отрывок вам нравится больше? Почему?

— Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)

— А может ещё выражать при помощи кисти и красок.

е) Соотнесение предметов и их признаков

— Обратите внимание на слова, которыми рисует автор:

равнина – белая,

небеса – светлые,

снег – блестящий.

е) Работа над выразительностью чтения («отражённое чтение»)

ж) Выразительное чтение стихотворения детьми вслух.

6) Работа с текстом «Русские фамилии».

а) вводная беседа:

— Как быть, если у людей одинаковые имена? (Их называют тёзками).

— Как в этом случае различать людей? (По фамилии).

— Верно. Хотите узнать, что такое фамилия? «Букварь» даёт ответ на этот вопрос.

б) самостоятельное чтение текста «Русские фамилии».

в) беседа по прочитанному:

— Какие вопросы задаёт текст?

— Что такое фамилия? (Фамилия — это семейное имя, которое объединяет родственников).

— Что вы знаете о своих фамилиях?

— Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, который нарисован на кубике в «Букваре»?

г) чтение текста вслух.

д) беседа после повторного чтения:

— А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия? Или есть ещё что-то? (Отчество).

— Кого называют по имени-отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей).
— Кто из вас встречал взрослых людей, которых окружающие называли просто Саша, Ваня? Когда это допустимо?

— А вот ребята нашего класса тоже кое-что знают о своих фамилиях и сейчас нам расскажут об этом.

  1. Краткие рассказы 2-3 учащихся о своих фамилиях.



  1. Итог урока.

— Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, и закончился урок.

— Понравился ли вам урок?

— А что понравилось больше всего, что больше всего запомнилось?

— С какой новой буквой вы познакомились сегодня на уроке. Что можете сказать об этой букве?

— Молодцы, спасибо вам всем за урок. Вы отлично сегодня работали. И так как у нас в России главным сувениром является русская матрёшка, я всем хотела бы подарить по такому сувениру, чтобы вы вспоминали о нашем путешествии и обязательно рассказали родителям, где вы сегодня побывали!




Свежие документы:  Конспект урока по литературе "Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.Казакова «Тихое утро» 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: