Конспект урока литературного чтения в 1 «А» классе
Тема «Заглавная буква Ф»
Цели урока:
обучающая — знакомство с заглавной буквой Ф;
развивающая – обретение навыков беглого, осознанного, выразительного чтения;
воспитательная – воспитание любви к предмету, русской поэзии, родине.
Организационный момент. Психологический настрой.
— Громко прозвенел звонок
Начинается урок…
— Но наш урок, ребята, сегодня необычный. Во-первых, потому что на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к гостям и поздороваемся. А во-вторых, необычным будет наш урок ещё и потому, что мы отправимся в путешествие по странам Европы. Кто может объяснить значение этого слова?
— Хотите отправиться в путешествие? Страны эти находятся далеко от нас, туда мы сможем попасть на каком-то транспортном средстве. Оно появится здесь, если вы расшифруете схему.
— Чего не хватает на схеме? ( Ударения). Ударный слог – третий. Какая буква стоит в 3-м слоге? Почему? (Ё — всегда ударная, это слово — самолёт).
— Молодцы, ребята! Транспортное средство есть, но оно не совсем готово к полёту. Пока наш самолёт отправляется на заправку, мы тоже должны подготовиться и выполнить речевую разминку, чтобы наша речь была правильной.
Речевая разминка.
Работа с чистоговорками (чистоговорки записаны).
Ра-ра-ра — начинается игра. (прочитать мальчикам)
Шо-шо-шо – всё будет хорошо. (прочитать девочкам)
Ко-ко-ко – прочитаем всё легко. (прочитать с повышением голоса)
Ра-ра-ра – в путешествие пора. (прочитать с понижением голоса)
Работа со скороговоркой.
3) Игра «Твёрдый-мягкий»
Фабрика, шофёр, физкультура , фуфайка, фикус, светофор.
Слоговая разминка.
4) Слоговой аукцион.
— Продолжите слово (задание даётся по рядам).
Фо… кус, тография, нарь.
Фор… ма, точка, тепьяно.
Фи… лин, кус, гура.
Сообщение темы и целей урока.
— Прилетел наш самолёт. Скажите, что за пассажир на его борту? Что вы знаете об этом пассажире? (Буква печатная строчная, обозначает глухой согласный звук твёрдый или мягкий).
— Достаточно ли нам строчной буквы ф? (Нет).
— Для чего нужна заглавная буква?
Тема урока.
Введение новой буквы.
Сравнение заглавной и строчной букв Фф.
Буква ф строчная всё же
На заглавную похожа.
В чём отличье, вот вопрос:
Цвет, иль форма, может рост?
Коль ответ дадим толковый –
К путешествию готовы!!!
— По какому признаку отличаются буквы? (По размеру)
Работа по учебнику, чтение слов.
— Прочитайте 1 столбик слов. С какой буквы написаны слова. Почему?
— Прочитайте первое слово. (Федя)
— Мальчик вырос, и выросло его имя. Прочитайте, как теперь его зовут. (Фёдор)
— Прочитайте слово, которое называет фамилию человека (Фролов).
— Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол).
Работа по учебнику, чтение имён, фамилий, географических названий на букву Ф и предложений, разъясняющих их.
— Ребята, наше путешествие начинается. Давайте прочитаем, из какой страны мы начнём путешествовать? (Россия).
— В России много известных людей, и такими людьми мы сегодня познакомимся. Прочитайте слова, записанные на доске (А.Фет и Ф.Тютчев). Почему слова записаны с заглавной буквы?
— Найдите в учебнике о них предложение.
Учитель показывает портреты писателей А.Фета и Ф.Тютчев.
— Прочитайте слово (Фили). Оно тоже написано с большой буквы. Давайте узнаем из учебника, что оно обозначает. Какие знаки препинания заметили? (Тире — требует повышения голоса и перемены интонации, запятая – чуть заметное повышение голоса.)
Учитель показывает фрагмент «Бородинской панорамы».
— Прочитайте название страны (Украина) и города (Феодосия).
— Прочитайте предложение в учебнике.
Учитель показывает иллюстрации Крыма, Чёрного моря.
— Прочитайте четвёртое предложение, обращая внимание на знаки препинания.
Учитель показывает иллюстрации города Флоренции в Италии.
Физминутка
Дружно выйдем с самолёта,
Отдохнуть нам всем охота.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Ну, а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим,
И лететь мы дальше просим!
— Прочитайте о Франции. Сколько предложений прочитали? (Два)
— Представьте, что вы корреспонденты и рассказываете о Франции. Прочитайте в форме «живой разговорной речи».
6) А теперь мы с вами отправимся в другую страну, близкую нам, родную, любимую. Как вы думаете, что это за страна? (Россия).
Чтение текста на слайде:
Огромна и красива наша страна Россия. Столица нашей Родины – Москва. Самое красивое место в Москве – Красная площадь. Россия прекрасна во все времена года.
Работа со стихотворением А.Фета.
а) Подготовка к восприятию произведения.
— Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Зима)
— Какую картину мы наблюдаем за окном? Опишите её.
— Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладонь. (Снежинка)
— Снежинки приглашают вас отдохнуть.
Выполняется физминутка для глаз.
— Снежинки кружатся в хороводе, радуют нас и поют песенку. Давайте её прочитаем вместе со мной.
Чтение печатного текста с доски одновременно с учителем.
Мы снежинки, как пушинки.
Наша радость – лёгкий бег.
Тут снежинка, там снежинка,
Ну, а вместе будет снег!
— Кто запомнил стихотворение и хочет прочесть его наизусть?
б) Постановка проблемы:
— Чем отличаются стихи от разговорной речи?
— Когда у человека возникает потребность перейти от простой речи к стихам?
После того как большинство детей выскажет своё мнение, учитель предлагает прочитать в «Букваре» имя и фамилию автора: Афанасий Фет.
— Что на уроке узнали об этом писателе? (А.Фет писал прекрасные стихи о русской природе.)
Работа со стихотворением А.Фета.
а) вводная беседа.
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. У какого времени года такие краски? (Эти стихи о русской природе зимой.)
— Подтвердите своё предположение.
б) выразительное чтение стихотворения наизусть учеником.
— Какие картины рисует ваше воображение?
в) подготовка к чтению.
— Какую интонацию выберем для чтения стихотворения А.Фета? (Спокойную, мечтательную).
— Давайте откроем секреты красоты этого стихотворения.
г) Чтение стихотворения детьми вполголоса.
д) Работа с текстом, записанным на доске.
Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдалеке сани.
— В обоих текстах речь идёт об одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другом – прозой. Какой отрывок вам нравится больше? Почему?
— Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
— А может ещё выражать при помощи кисти и красок.
е) Соотнесение предметов и их признаков
— Обратите внимание на слова, которыми рисует автор:
равнина – белая,
небеса – светлые,
снег – блестящий.
е) Работа над выразительностью чтения («отражённое чтение»)
ж) Выразительное чтение стихотворения детьми вслух.
6) Работа с текстом «Русские фамилии».
а) вводная беседа:
— Как быть, если у людей одинаковые имена? (Их называют тёзками).
— Как в этом случае различать людей? (По фамилии).
— Верно. Хотите узнать, что такое фамилия? «Букварь» даёт ответ на этот вопрос.
б) самостоятельное чтение текста «Русские фамилии».
в) беседа по прочитанному:
— Какие вопросы задаёт текст?
— Что такое фамилия? (Фамилия — это семейное имя, которое объединяет родственников).
— Что вы знаете о своих фамилиях?
— Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, который нарисован на кубике в «Букваре»?
г) чтение текста вслух.
д) беседа после повторного чтения:
— А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия? Или есть ещё что-то? (Отчество).
— Кого называют по имени-отчеству? (Взрослых, пожилых, уважаемых людей).
— Кто из вас встречал взрослых людей, которых окружающие называли просто Саша, Ваня? Когда это допустимо?
— А вот ребята нашего класса тоже кое-что знают о своих фамилиях и сейчас нам расскажут об этом.
Краткие рассказы 2-3 учащихся о своих фамилиях.
Итог урока.
— Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, и закончился урок.
— Понравился ли вам урок?
— А что понравилось больше всего, что больше всего запомнилось?
— С какой новой буквой вы познакомились сегодня на уроке. Что можете сказать об этой букве?
— Молодцы, спасибо вам всем за урок. Вы отлично сегодня работали. И так как у нас в России главным сувениром является русская матрёшка, я всем хотела бы подарить по такому сувениру, чтобы вы вспоминали о нашем путешествии и обязательно рассказали родителям, где вы сегодня побывали!