Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме «Суровые законы жизни леса»

Костяшина Марина Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №15,

с углубленным изучением отдельных предметов.

г. Зеленодольска, РТ



Тема: Суровые законы жизни леса (рассказ В.Бианки «По следам»).

Цель: — показать взаимосвязь творчества и жизни В.Бианки на примере рассказа «По следам»;

— формировать алгоритмы поведения в лесу;

— воспитывать бережного отношения к миру природы.

Оборудование:

Для учеников:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева«В одном счастливом детстве»

М.: Ч3 «Баласс», 2011 год; «Тетрадь по чтению» (к учебнику)

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, — М.: «Баласс», 2012 год.

Для учителя: конспект урока проектор, компьютер, экран, слайдовая

презентация.


I. Работа с текстом до чтения.

— Ребята, а вы слышали фамилию Бианки?(слайд 2)

— Что вы о нём знаете?

Рассказ учителя об авторе.

Виталий Валентинович родился и воспитывался в семье ученого-орнитолога. От отца Бианки передалась любовь к природе. Из своих воспоминаний Виталий Бианки писал: «Отец рано начал брать с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту». Своим опытом и любовью к природе Бианки решил поделиться с детьми и в 1923 году был напечатан первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья»(на доску вывешивается портрет).

-Какие произведения В.Бианки вы читали? (слайд 3)

— О чем и о ком писал В. Бианки?

— А вам понравились его рассказы?

— А хочется ли вам познакомиться с новым произведением Виталия Валентиновича. Откройте стр. 80 и прочитайте название.

— Какое произведение будем читать?

— О чем может быть это произведение? Рассмотрите внимательно иллюстрации. ( дети формулируют вопросы и гипотезы к тексту)

Мнений и вопросов много, давайте основные запишем на доске (все они записываются на доске) (слайд 4)

Например: кто герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа?

Мы можем сейчас сформулировать тему сегодняшнего урока? (нет)

— Правильно, попутаемся сформулировать её в конце урока?

А легко ли бывает человеку, попавшему в зимний лес без пищи и тепла?

— Я хотела бы к этому списку добавить и свой вопрос: «Суровы ли законы зимнего леса?»

(на доске: слово «тема», В. Бианки «По следам», вопросы детей)

— Где можем найти ответы на интересующие нас вопросы?

-Правильно, давайте прочитаем рассказ.

Свежие документы:  Русский язык, литературное чтение "Знакомство с Букварём. Знакомство с прописями"

II. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть-1 (чтение по цепочке)

— Ребята, в тексте попадались непонятные слова? Давайте объясним их значение (слайд 5)

стадо куропачей – стая куропаток

сапоги валенные – валенки

без дела валандался – бездельничал

охота пуще неволи – очень желать чего-то

фузия, берданка — ружьё

— На какие вопросы мы может уже ответить? (слайд 4)

— Что мы узнали о героях? (вся фактуальная информация: Егорка- сын лесника, ему 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, ориентироваться в лесу. Егорка любит охотиться, выследить по следам диковинного зверя…)

— Кто будет главным героем? (Егорка , слайд 4)

Так о чем мечтал Егорка? (выследить по следам диковинного зверя…)

Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него.


Часть – 2 (чтение вслух учитель или дети, диалог с автором, словарная работа во время чтения)

— Что произошло в лесу? (предположения детей)


Часть -3 (чтение про себя)

— Эту вы будете читать про себя, во время чтения подчеркните слова, которые будут характеризовать действия и состояния лесника.

— Каким чувством пронизана эта глава? (тревога, бессилие)

— Прочитайте слова характеризующие эти чувства (продираться, стрелял, кричал, круг дал в темноте; видно, добычу делят; пропал парнишка; голову на руки уронил, да так и замер)

— На какие вопросы же нашли ответы? (возвращение к вопросам на доске, слайд 4)

Что будет делать лесник?


Часть – 4 (чтение вслух, словарная работа во время чтения)(слайд 5)

белотроп –следы от лыж

мышковать – охотиться на мышей

малики – заячьи следы

натропили— сделали тропинки из следов

пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

— О чем говорит последнее предложение: «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»? (отец надеется на спасение сына)


Часть – 5 (чтение про себя)

— Ребята в этой главе вам встретятся непонятные слова, давайте объясним их значение: (слайд 5)

подранка- раненный зверь

ворочаться- возвращаться

— Кого преследовал Егорка?

— А вы догадались, что это за зверь?

— Почему мальчик не возвращался домой? (подранка разве охотник бросит?)

— Так по чьим следам шёл Егорка? А лесник? (слайд 4)

— Какая трудность возникла у охотника? (снег пошёл)


Часть – 6 (чтение по цепочке диалог с автором, словарная работа во время чтения)

— О чем подумали вы, прочитав и представив эту картину?

— О чем подумал лесник, увидев эту картину?

(отработать совпадение или несовпадение высказываний)


Часть – 7 (читает учитель, чтобы передать состояние отца, напряженность момента).

— Что мы можем сказать о Егорке? (что он настоящий охотник: уверен в себе, читает следы, хорошо стреляет…)

— А по чьему следу он шёл, мы узнали? (нет)


Часть — 8 (чтение вслух детьми)

мне невдомёк – не мог догадаться, сообразить


  1. Обобщающая беседа

— Вот мы прочитали рассказ, он вам понравился?

— Чем понравился?

— Вы смогли получить ответ на все свои вопросы?

— Как вы думаете, а я на свой вопрос нашла ответ в произведении?

— О каких суровых законах леса говорилось в тексте?

— Попытайтесь их сформулировать.

(нужно засветло возвращаться домой, уметь читать «следы», знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, быть терпеливым и смелым…)

— А наши герои соблюдали эти законы?


III. Работа с текстом после чтения.

— Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (записать на доске, если дети затрудняются, то нужно задать наводящие вопросы)

— Что вам захотелось сделать, после прочтения данного произведения: нарисовать, слепить, прочитать другие произведения В. Бианки, написать стихотворение, рассказ, обратиться к энциклопедии о животных?


Домашнее задание

— записать в тетради заголовки частей рассказа.

— выполнить творческую работу.


IV. Рефлексия (слайд 6)

Продолжите предложения:

Сегодня мне удалось…

Мне стало понятным…

У меня возникло желание…

Если бы…





Свежие документы:  Исследовательский проект по литературе ТЕМА ПРОЕКТА СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОНЯТИЕ «ОБЛЕГЧЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»? (по творчеству В.Г.Распутина)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: