Костяшина Марина Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15,
с углубленным изучением отдельных предметов.
г. Зеленодольска, РТ
Тема: Суровые законы жизни леса (рассказ В.Бианки «По следам»).
Цель: — показать взаимосвязь творчества и жизни В.Бианки на примере рассказа «По следам»;
— формировать алгоритмы поведения в лесу;
— воспитывать бережного отношения к миру природы.
Оборудование:
Для учеников:Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева«В одном счастливом детстве»
–М.: Ч3 «Баласс», 2011 год; «Тетрадь по чтению» (к учебнику)
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, — М.: «Баласс», 2012 год.
Для учителя: конспект урока проектор, компьютер, экран, слайдовая
презентация.
I. Работа с текстом до чтения.
— Ребята, а вы слышали фамилию Бианки?(слайд 2)
— Что вы о нём знаете?
Рассказ учителя об авторе.
Виталий Валентинович родился и воспитывался в семье ученого-орнитолога. От отца Бианки передалась любовь к природе. Из своих воспоминаний Виталий Бианки писал: «Отец рано начал брать с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту». Своим опытом и любовью к природе Бианки решил поделиться с детьми и в 1923 году был напечатан первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья»(на доску вывешивается портрет).
-Какие произведения В.Бианки вы читали? (слайд 3)
— О чем и о ком писал В. Бианки?
— А вам понравились его рассказы?
— А хочется ли вам познакомиться с новым произведением Виталия Валентиновича. Откройте стр. 80 и прочитайте название.
— Какое произведение будем читать?
— О чем может быть это произведение? Рассмотрите внимательно иллюстрации. ( дети формулируют вопросы и гипотезы к тексту)
— Мнений и вопросов много, давайте основные запишем на доске (все они записываются на доске) (слайд 4)
Например: кто герои? Где будут происходить события? Чьи следы? По чьим следам отправятся герои рассказа?
— Мы можем сейчас сформулировать тему сегодняшнего урока? (нет)
— Правильно, попутаемся сформулировать её в конце урока?
— А легко ли бывает человеку, попавшему в зимний лес без пищи и тепла?
— Я хотела бы к этому списку добавить и свой вопрос: «Суровы ли законы зимнего леса?»
(на доске: слово «тема», В. Бианки «По следам», вопросы детей)
— Где можем найти ответы на интересующие нас вопросы?
-Правильно, давайте прочитаем рассказ.
II. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение (комбинированное).
Часть-1 (чтение по цепочке)
— Ребята, в тексте попадались непонятные слова? Давайте объясним их значение (слайд 5)
стадо куропачей – стая куропаток
сапоги валенные – валенки
без дела валандался – бездельничал
охота пуще неволи – очень желать чего-то
фузия, берданка — ружьё
— На какие вопросы мы может уже ответить? (слайд 4)
— Что мы узнали о героях? (вся фактуальная информация: Егорка- сын лесника, ему 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, ориентироваться в лесу. Егорка любит охотиться, выследить по следам диковинного зверя…)
— Кто будет главным героем? (Егорка , слайд 4)
— Так о чем мечтал Егорка? (выследить по следам диковинного зверя…)
Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него.
Часть – 2 (чтение вслух учитель или дети, диалог с автором, словарная работа во время чтения)
— Что произошло в лесу? (предположения детей)
Часть -3 (чтение про себя)
— Эту вы будете читать про себя, во время чтения подчеркните слова, которые будут характеризовать действия и состояния лесника.
— Каким чувством пронизана эта глава? (тревога, бессилие)
— Прочитайте слова характеризующие эти чувства (продираться, стрелял, кричал, круг дал в темноте; видно, добычу делят; пропал парнишка; голову на руки уронил, да так и замер)
— На какие вопросы же нашли ответы? (возвращение к вопросам на доске, слайд 4)
— Что будет делать лесник?
Часть – 4 (чтение вслух, словарная работа во время чтения)(слайд 5)
белотроп –следы от лыж
мышковать – охотиться на мышей
малики – заячьи следы
натропили— сделали тропинки из следов
пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.
— О чем говорит последнее предложение: «Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся»? (отец надеется на спасение сына)
Часть – 5 (чтение про себя)
— Ребята в этой главе вам встретятся непонятные слова, давайте объясним их значение: (слайд 5)
подранка- раненный зверь
ворочаться- возвращаться
— Кого преследовал Егорка?
— А вы догадались, что это за зверь?
— Почему мальчик не возвращался домой? (подранка разве охотник бросит?)
— Так по чьим следам шёл Егорка? А лесник? (слайд 4)
— Какая трудность возникла у охотника? (снег пошёл)
Часть – 6 (чтение по цепочке диалог с автором, словарная работа во время чтения)
— О чем подумали вы, прочитав и представив эту картину?
— О чем подумал лесник, увидев эту картину?
(отработать совпадение или несовпадение высказываний)
Часть – 7 (читает учитель, чтобы передать состояние отца, напряженность момента).
— Что мы можем сказать о Егорке? (что он настоящий охотник: уверен в себе, читает следы, хорошо стреляет…)
— А по чьему следу он шёл, мы узнали? (нет)
Часть — 8 (чтение вслух детьми)
мне невдомёк – не мог догадаться, сообразить
Обобщающая беседа
— Вот мы прочитали рассказ, он вам понравился?
— Чем понравился?
— Вы смогли получить ответ на все свои вопросы?
— Как вы думаете, а я на свой вопрос нашла ответ в произведении?
— О каких суровых законах леса говорилось в тексте?
— Попытайтесь их сформулировать.
(нужно засветло возвращаться домой, уметь читать «следы», знать повадки зверей, ориентироваться в лесу, быть терпеливым и смелым…)
— А наши герои соблюдали эти законы?
III. Работа с текстом после чтения.
— Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (записать на доске, если дети затрудняются, то нужно задать наводящие вопросы)
— Что вам захотелось сделать, после прочтения данного произведения: нарисовать, слепить, прочитать другие произведения В. Бианки, написать стихотворение, рассказ, обратиться к энциклопедии о животных?
Домашнее задание
— записать в тетради заголовки частей рассказа.
— выполнить творческую работу.
IV. Рефлексия (слайд 6)
—Продолжите предложения:
Сегодня мне удалось…
Мне стало понятным…
У меня возникло желание…
Если бы…