МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
«Поспешишь – людей насмешишь.
Чтение рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».
подготовила
учитель начальных классов
Федотова Людмила Ивановна
Тема урока: «Поспешишь – людей насмешишь.
Чтение рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».
УМК «Школа России»
Программа 2007 года
Учебник «Родная речь» книга 3 часть 2
Составители: М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова
Цели урока:
общедидактические: целостное восприятие текста, понимание авторского замысла и идеи произведения; свободное ориентирование в прочитанном тексте и использование выборочного чтения для подтверждения своих суждений и мыслей;
воспитательные: содействовать совершенствованию у детей эстетического и этического восприятия мира, а также коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля; способствовать формированию детского интереса и уважения к родной природе;
познавательные: формировать у детей представление о собачьих повадках и птичьей тактике;
развивающие: обогащать и усложнять словарный запас; расширять кругозор; развивать воображение, творческое мышление, память; развивать мыслительные действия анализа и синтеза.
Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; презентация к уроку, ноутбук, экран, проектор; набор карточек для индивидуальной работы детей с текстом рассказа; толковый словарь С. И. Ожегова; физическая карта России.
Ход урока.
I. Мобилизующее начало.
Создание положительного настроя на работу в уроке: проводится игра «Солнышко». В этой игре участвуют все присутствующие в аудитории. Учитель произносит слово: солнышко. Все встают, руками имитируют лучи солнца и дарят друг другу улыбки.
II. Подготовка к восприятию новой темы.
1. Учитель к детям:
— Откройте учебники на странице 81. Сегодня мы начнем работать с новым разделом книги. Прочитайте его название. (Природа и мы).
— Как вы думаете, о чем мы будем вести разговор, читая произведения из этого раздела? (О взаимоотношениях человека и природы) (Книги закрываются)
— Что такое природа? (Все существующее во вселенной, не созданное руками человека)
— Прочитайте цитату из книги М. М. Пришвина «Дорога к другу». (Слайд 1)
— Как вы понимаете смысл этих слов? (Беседа с детьми)
— Слова М. М. Пришвина для размышлений взяты не случайно, т.к. новый раздел начинается с его рассказа.
Сообщение учителя о писателе: (Слайд 2,3)
М. М. Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение в семье вынуждает уехать Пришвина в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. Сдав экзамены, поступил в политехникум. Мытарства по стране, смена рабочих мест и наконец – Пришвин корреспондент петербургских газет.
Писать для детей М. М. Пришвин стал в 1925 году. Первый сборник его детских рассказов назывался «Матрёшка в картошке».
2. Работа с выставкой книг. (Рассматривание, короткая беседа)
III. Подготовка к чтению.
1. Работа над скороговоркой. (Слайд 4)
Трещит сорока: «Я пестра»,
Другой сороке: «Я сестра»,
И повторяет сорок раз
Скороговоркой свой рассказ.
2. Составление устного рассказа с описанием сороки. (Слайд 5)
3. Сообщение темы и целей урока.(Слайд 6)
4. Лексическая работа.(Слова выписаны на доске).
Выскочка – (разговорный жанр) человек, который, выдвигая себя, стремится выслужиться или который занял какое-нибудь положение в обществе незаслуженно.
Полено – кусок распиленного и расколотого бревна для растопки.
Выводок – птенцы или детёныши, ещё живущие с матерью.
Срам – позор, стыд.
Нет большего срама.(Обратить внимание на ударный слог)
Вьюшка – в тексте кличка собаки.
Мгновение – очень короткий промежуток времени.
Мгновеньишко – слово, образованное в рассказе М. М. Пришвиным.
IV. Чтение и анализ рассказа.
Книги детей закрыты, знакомство с текстом идет по карточкам с частями текста, выделенными учителем.
Экспозицию (завязку) рассказа читает учитель.
Вопросы к детям:
— Что вы узнали о месте и условиях будущего действия в рассказе?
— Кто действует в рассказе? (Обращение к физической карте России с целью определения места рождения Вьюшки (Слайд 7) — героини рассказа — и нынешним её пребыванием)
— Расскажите, как Пришвин описывает Вьюшку. (Охотничья весёлая собачка. Ушки у неё, как рожки, зубки белые, как чеснок) (Слайд 8)
— С чего начинается развитие действия? (Достались ей от обеда косточки …)
Физкультминутка. (Упражнения для глаз)
Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 5-6 раз.
Смотрите вверх, вниз, вправо, влево пытаясь как будто кого-то найти, голову не поворачивать.
Вращение глазами по кругу по часовой стрелке, потом в обратную сторону.
Крепко зажмуриться на 3-5 секунды, затем открыть на такое же время – повторить 6-8 раз.
зафиксировать тело, быстро и усердно моргать в течении
1 минуты.
6. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
2. Работа детей по карточкам с частями текста в технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.
Технологическая карта чтения по карточкам.
Осмысление | Рефлексия | |
Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. (Составление кластера) | Сопоставление версии с новым фрагментом текста. (Инсерт) | Выдвижение новой версии развития сюжета. (Возвращение к кластеру) |
— Продолжение чтения рассказа с использованием метода «чтение с остановками» (текст порезан на части): каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, т.е. выступают в своем роде соавторами писателя.
После чтения и осмысления каждой части текста детям предлагается вопрос: « Как вы теперь полагаете, о чем пойдет речь далее?» Текст рассказа разделен учителем на 6 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Познакомившись со следующим фрагментом текста, те дети, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. После того как прочитана последняя часть, наступает последняя стадия – рефлексия. Проводится беседа с детьми, предметом которой станет формулировка главной мысли произведения.
Вопросы:
— Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что вас удивило?
— Какое событие в рассказе главное?
— Откройте учебник на странице 83. Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду данная иллюстрация?
— С каких слов начинается самый напряженный – кульминационный момент рассказа?
— Почему сорока так поступила ?Как автор это объясняет?
— Найдите и прочитайте эпизод, где автор рассказа поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».
— Что сороке говорили её сородичи? («Скачи, как всему сорочьему обществу надо»)
— Что о сороке думает автор? (Он описывает: «Одна… поскакала дуром». На противоположной стороне «наступали шесть умных сорок». Значит одна из сорочьего племени была «с пыльцой в голове»)
— Чем наступление выскочки закончилось?
— Почему М. М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
— Как бы сформулировали основную мысль рассказа? (Выход на русскую пословицу, ставшую названием темы урока – «Поспешишь – людей насмешишь»)
— Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?(Да. И в этом — правда жизни. А М. М. Пришвин дает нам в рассказе замечательный урок жизни).
V. Итог урока.
— Докажите, что данное произведение познавательное. (Раскрыты собачьи повадки и птичья тактика)
VI. Домашнее задание:
1. с.81-83 читать.
2. Рассказ М. М. Пришвина «Выскочка» заканчивается поражением Выскочки и победой Вьюшки. Представь себе, что всё закончилось наоборот, придумай и напиши своё окончание рассказа.
Можешь начать так:
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и …
VII. Оценивание работы детей – выслушиваются учащиеся, выставляются коллегиально отметки .
1.
Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у неё означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников.
С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
2.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! Другая сорока с другой стороны – хвать! – унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигали все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
3.
Говорят, что в семье не без урода. То же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и пыльцой в голове.
Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
— Тра-та-та-та-та! – застрекотали сороки.
Это у них значило:
— Скачи назад, скачи, как надо, как всему сорочьему роду надо!
— Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.
Это у неё значило:
— Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчёте, что Вьюшка, глупая, бросится на неё, выбросит кость, она же изловчится и кость унесёт.
4.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо понимала и не только не бросилась на неё, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок и подумают, — наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы ещё мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко!
5.
Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост, и кость выпала…
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти её длинным острым кинжалом.
6.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пёстрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Ничего сорочьего не остаётся тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пёстрый с головкой.
Бесхвостая выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанью, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста.
Список литературы:
М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова Учебник «Родная речь» книга 3 часть 2 Москва «Просвещение» 2011г.
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва ОНИКС 2009г.
Подборка произведений М. М. Пришвина
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» Москва «Просвещение» 1991г.