Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
Учитель начальных классов Лебедева О.В.
Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»
Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
— познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;
— совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:
— активизировать мыслительную деятельность учащихся;
— развивать творческие качества личности ребёнка;
— воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, портрет, выставка книг, аудиозапись, карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока:
I. Орг. момент.
1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Речевая разминка.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Прочитайте с разной интонацией.
III. Актуализация знаний.
-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья)
— Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)
-Кто его автор? (Юрий Ермолаев)
Проверка д/з.
Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».
IV. Самоопределение к деятельности.
На доске (или слайде):
«Волшебное слово помочь всегда готово».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Какие волшебные слова вы знаете?
-Почему их называют волшебными?
-Зачем мы их используем в своей речи?
V. Работа по теме урока.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением и его автором, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, узнаем, как они действуют на людей.
-Прочитайте название рассказа. (с.87)
-Кто его автор?
-Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».
Знакомство с биографией (презентация).
-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.
-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.
-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.
-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.
Большой успех выпал на долю повести “Динка»(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро…”
Призы и награды.
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
Выставка книг.
-Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой.
-Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.
Прослушивание рассказа (аудиозапись).
Словарная работа (с использование словарика).
Чуть не поддал хорошенько — чуть не ударил.
Стряпает — готовит пищу.
-Как вы понимаете слово «волшебник»?
VI. Продолжение работы по теме урока:
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем он вам понравился?
-О ком этот рассказ?
— Каким мы видим мальчика?
Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
— Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
— Нравится ли он вам? (Нет).
-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
-Что случилось с Павликом?
— Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
— Кто помог Павлику? (Старик).
— Как выглядел старик?
-Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
-Как нужно говорить это волшебное слово?
— Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)
-Как об этом узнал старик?
Работа с текстом. Чтение рассказа детьми.
-А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово».
Чтение по цепочке.
— Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.
Работа с иллюстрацией.
-Кого вы видите на иллюстрации?
-Что делает старик? Павлик?
-Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.
Выборочное чтение. (работа в парах)
1 пара: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
2 пара: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
3 пара: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
— Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).
— Как звучит это слово? (Пожалуйста)
— Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).
— Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)
— Каким стал мальчик, после общения со стариком?
Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.
Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
-К кому из героев рассказа их можно отнести?
VII. Рефлексия.
-Напишите по 3-4 «волшебных слова», которые вы используете чаще остальных. (на заранее приготовленных листах)
Несколько уч-ся зачитывают слова.
Продолжи предложения.
Сегодня на уроке я узнал (а)……
Я бы похвалил (а) себя за…..
После урока мне захотелось…..
VIII. Подведение итогов урока
— Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
–Кто написал этот рассказ?
— Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)
— Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
— С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?
IX. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа.