Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Учитель начальных классов Лебедева О.В.


Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Цель: развитие у учащихся интеллектуальной, коммуникативной культуры, ценностного отношения к окружающей действительности.

Задачи:

— познакомить с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»;

— совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению:

— активизировать мыслительную деятельность учащихся;

— развивать творческие качества личности ребёнка;

— воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость.


Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, портрет, выставка книг, аудиозапись, карточки с заданиями для работы в парах.


Ход урока:


I. Орг. момент.

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Речевая разминка.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

-Прочитайте стихотворение выразительно.

-Прочитайте с разной интонацией.

III. Актуализация знаний.

-Как называется раздел, с которым мы работаем? (Я и мои друзья) 

— Какое произведение мы читали на предыдущем уроке чтения? (Два пирожных)

-Кто его автор? (Юрий Ермолаев)

Проверка д/з.

Чтение по ролям рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске (или слайде):

«Волшебное слово помочь всегда готово».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Какие волшебные слова вы знаете?

-Почему их называют волшебными?

-Зачем мы их используем в своей речи?

V. Работа по теме урока.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке познакомимся с новым произведением и его автором, закрепим навык употребления в речи «волшебных» слов, узнаем, как они действуют на людей.

-Прочитайте название рассказа. (с.87)

-Кто его автор?

-Итак, сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово».

Знакомство с биографией (презентация).

-Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году. В юные годы она мечтала стать актрисой, но её мечта не сбылась и она стала педагогом. Работала в детских домах и колониях для малолетних правонарушителей.

-Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры.

-В своих книгах она рассказывала детям о том «что такое хорошо, и что такое плохо». Первый рассказ — «Гришка». Первая книга — «Рыжий кот». А за книгу «Васёк Трубачёв и его товарищи» получила государственную премию.

-Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Свежие документы:  Сочинение на тему «М.А. Булгаков и театр»

Большой успех выпал на долю повести “Динка»(1959), имеющей автобиографический характер. Позже по ней снимут фильмы “Найди меня, Леня” (1971) и “Раннее, раннее утро…”
Призы и награды.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.

Выставка книг.

-Посмотрите на выставку книг В.А.Осеевой.

-Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать.

Прослушивание рассказа (аудиозапись).

Словарная работа (с использование словарика).


Чуть не поддал хорошенько — чуть не ударил.

Стряпает — готовит пищу.

-Как вы понимаете слово «волшебник»?

VI. Продолжение работы по теме урока:

-Понравился ли вам рассказ?

-Чем он вам понравился?

-О ком этот рассказ?

— Каким мы видим мальчика?

Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.

— Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)

— Нравится ли он вам? (Нет).

-Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)

-Что случилось с Павликом?

— Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)

— Кто помог Павлику? (Старик).

— Как выглядел старик?

-Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).

-Как нужно говорить это волшебное слово?

— Изменило ли поведение Павлика волшебное слово? (Да, он стал добрым)

-Как об этом узнал старик?

Работа с текстом. Чтение рассказа детьми.

-А сейчас откройте учебники на странице 87. В.Осеева «Волшебное слово».

Чтение по цепочке.

— Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика.

Работа с иллюстрацией.

-Кого вы видите на иллюстрации?

-Что делает старик? Павлик?

-Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.

Выборочное чтение. (работа в парах)

1 пара: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)

2 пара: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.

(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).

3 пара: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).

— Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово? (Оно становилось хорошим).

— Как звучит это слово? (Пожалуйста)

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква»

— Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).

— Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему? (Потому что он помог мальчику стать добрым)

— Каким стал мальчик, после общения со стариком?

Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил.

Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

-К кому из героев рассказа их можно отнести?


VII. Рефлексия.

-Напишите по 3-4 «волшебных слова», которые вы используете чаще остальных. (на заранее приготовленных листах)

Несколько уч-ся зачитывают слова.

Продолжи предложения.

Сегодня на уроке я узнал (а)……

Я бы похвалил (а) себя за…..

После урока мне захотелось…..


VIII. Подведение итогов урока

— Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

Кто написал этот рассказ?

— Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили? («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «до свидания», «доброй ночи», «доброе утро»)

— Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)

— С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?

IX. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: