Конспект урока литературы «Человек Толстого»
8 класс
Пояснительная записка
Личностно-ориентированное образование опирается на личность ребенка как на индивидуальность, самоценность, раскрывая его субъективный (как опыт жизнедеятельности) опыт. Необходимо строить свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребенка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего реализовать себя в познании. Для этого необходимо выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе.
Здесь используется определенный мониторинг проведения педагогических наблюдений, позволяющий учителю видеть проявления своих учеников комплексно, разносторонне, в динамике, тем самым, помогая ученику найти своё поле деятельности, и тогда он получает возможность самореализовываться и развиваться, достигая конкретных успехов.
Основные принципы личностно-ориентированного урока:
— использование субъективного опыта ребенка;
— предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
— накопления знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
— обеспечение на уроке личностно-значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижений.— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск,
В этих условиях меняется роль педагога, которая теперь заключается в создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности, учит учащихся овладевать коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Но, когда учащиеся погружаются на уроке в нетрадиционную учебную среду, они могут брать на себя часть нагрузки учителя через представленную им возможность работать по выбору с заданиями различного содержания, вида и формы, что дает каждому ученику возможность достичь успеха. Такой формой организации учебной деятельности является технология творческих мастерских.
Свой урок я разработала на основе технологии педагогических мастерских .Педагогические мастерские обеспечивают создание условий для творческой самореализации как педагога, так и ребенка. В мастерской создается атмосфера сотрудничества, открытости, доброжелательности, взаимопонимания. Этому способствует само построение мастерской, которое включает следующую модель этапов:
Индукция – этап, направленный на актуализацию внутреннего мира участника мастерской: его эмоциональной сферы, чувств, ценностных ориентаций.
Самоконструкция — индивидуальная работа с материалом, которая часто перетекает в диалог и ли групповую работу.
Социализация – предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, которое происходит в форме афиширования (вывешивания своих рисунков, чтения текстов, предъявления проектов, выполненных индивидуально или в группе).в результате обогащается индивидуальное знание, осознается недостаточность своих представлений, возникает потребность в саморазвитии.
Разрыв – ключевой кульминационный этап мастерской, здесь происходит внутренний конфликт своих старых представлений и нового знания, нового опыта, который побуждает к творческому саморазвитию каждого участника мастерской.
Рефлексия – этап анализа собственного психического состояния; размышление, полное сомнений, противоречий. Это заключительный и обязательный момент мастерской, обращающий взгляд каждого участника вглубь, на свою собственную деятельность, свои знания, переживания, чувства.
Внутри мастерской могут быть и более мелкие этапы, возможны некоторые изменения, но в целом сохраняется исходная пятичленная структура, поскольку она отвечает глубинным основам творчества.
Используя методику педагогических мастерских в школе , мы можем преодолеть стереотипное мышление, поверхностное суждение, добиться глубины проникновения в проблему, оставить в сознании ребенка след, научить его задумываться, анализировать не только учебный материал , но и собственное «Я.».
(творческая мастерская по фрагменту рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
ХОД УРОКА
Учитель | Ученики | |
1.Организационный момент. 2.Эмоциональный настрой. 3.Практическая часть. Этап самоконструкции. 4.Создание композиции. 5.Творческая письменная работа. 6.Самоанализ 7.Этап рефлексии. | Здравствуйте, дети. Садитесь. Приготовьтесь к занятию. Сегодня я проведу необычный урок. Тема его — «Человек Л. Н. Толстого». Предметом разговора будет внутренний мир человека, чей образ был создан Л. Толстым в рассказе «После бала». Для создания эмоционального настроя учитель читает отрывок рассказа Л. Толстого «После бала». -Какие чувства вызывает у Вас этот фрагмент? -Каким Вы увидели героя? -Как Вы думаете, что является средством изображения человека, его внутреннего мира в рассказе? (слово). Послушайте ещё раз отрывок и выпишите слова, которые Вам покажутся важными, значимыми, запоминающимися. У каждого из Вас — свои значимые слова, прочитайте их. А теперь выберите три наиболее важных и подберите к ним слова- ассоциации. Прочитайте свои слова- ассоциации. Человек- творец-свет-деятель Страдание –тьма-ужас-ветер-грязь Кровь – война-боль-смерть-плач Палка – наказание- страх-вой-крик А теперь мысленно соберите все слова в ладошки и высыпьте на лист. Куда упало слово, там и запишите его. Средством выражения чувств могут быть не только слова, но и цвет. Слова и цвета тесно связаны друг с другом. А теперь возьмите краски и закрасьте каждое слово тем цветом, которому, как Вам кажется, соответствует каждое записанное Вами слово. Цвет является одним из способов изображения человека, его внутреннего мира. Посмотрите на свои рисунки, определите их настроение, озаглавьте свою картину. На Ваших картинах преобладают тёмные, тревожные краски. Возьмите ручки и определите своё место на картине, поставив местоимение «Я». Перед нами в цветовом отображении внутренние ощущения героя рассказа. Опишите словами мир, который перед вами открылся. Групповое обсуждение. Мы проникли в тайну художественного слова Л. Н. Толстого, в мир его творческой мастерской. Сегодня и мы стали творцами. Нам удалось с помощью цвета и слова изобразить внутренний мир человека. | Садятся. Готовят принадлежности к уроку( тетрадь, ручка, лист А-4, краски, кисточки, учебник). Записывают слова: -человек, -страдание, -кровь, -палка, -стыд, -наказываемый. Дети читают записанные на листе слова. Подбор слов- ассоциаций. Дети читают ряды слов- ассоциаций. Дети заполняют пространство теми словами, которые они составили. Дети создают цветовую гамму. Дети показывают всем участникам мастерской свои рисунки, озвучивают заглавие, определяют настроение. Дети ставят букву в угол картины Дети пишут творческую работу с опорой на слова, записанные на рисунке и раскрашенные цветом. Каждый ребёнок представляет свою работу Каждый ребёнок рассказывает, чем ему понравился урок, что нового он для себя открыл сегодня. |