Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №16
Кемеровской области
Конспект урока литературы для 1 класса
«Любимые сказки»
Подготовила воспитатель
Машнева Надежда Глебовна
г.Новокузнецк
Программное содержание:
Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.
Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.
Воспитывать любовь детей к сказкам.
Материал:
Колобок, цветик-семицветик с вопросами-заданиями, книги и иллюстрации по сказкам, картинки-таблицы, игрушки, разрезные картинки, сундучок с книжками.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание в аудиозаписи народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры по теме «Любимые сказки», рисование и лепка сказочных героев и сюжетов по сказкам, игры-драмматизации знакомых сказок.
I. Вводная часть
1. В кругу. Передавать из рук в руки Колобок и называть свою любимую
сказку.
Дети садятся на стульчики
2. Внести сундучок (обыграть). Он откроется в том случае, если дети
ответят на все вопросы и выполнят все задания, которые спрятаны за лепестками
волшебного цветка.
II. Основная часть.
Внести цветик-семицветик. Дети находят задания, спрятанные за лепестками цветка и выполняют их.
1. «Как называется эта книга?»
Выставляются книги по одной, дети по обложке узнают и называют их.
В этих книгах напечатаны сказки или рассказы? Чем отличаются сказки от рассказов и других художественных произведений?
2. «Угадайте сказку». Загадать загадки.
• Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, Несет её домой.
Отгадай загадку
И скорей ответь,
Как названье этой сказки? (Маша и медведь).
* Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Она распростилась с зелёною кожей
И стала красивой и очень пригожей.
Как называется эта сказка? (Царевна-Лягушка).
* Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка,
В скорлупе ореха девочка спала.
В какой сказке чудо-девочка в том цветке жила? (Дюймовочка)
* Ох, ох, ох! Здесь такой переполох:
Все бегут, несутся, скачут…
Им кричат: «Куда, куда?»
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается
Все на место возвращается! (Федорино горе)
* В этой сказке именины,
Много было там гостей. И на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть её не погубил. Но коварного злодея Кто-то смелый победил!
Как называется эта сказка… ? (Муха-Цокотуха)
3. I) «А знаете ли вы?» (картинки-таблицы).
Какую из этих рыб вытянул Емеля?
Какая птица помогла Дюймовочке?
Какой овощ вырос на грядке в сказке?
Какая из этих собак была другом Мальвины7
2) «Угадайте, из каких сказок чудеса?»
«Если ты пробудешь на балу, хоть одну лишнюю минуту, твоя карета превратится опять в тыкву, кони — в мышей, слуги — в ящерицу, кучер в большую крысу, а платье станет рваным и грязным, как прежде», — сказала волшебница.
«Прыгнула над огнем девочка и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе».
4. «Сделайте правильный выбор».
На подносе разложены игрушки. Нужно найти героев сказки «Краденое солнце».
Динамическая пауза «Волк и козлята»
5 . 1) Что случилось дальше?
Показ картинок, напоминающих интересные случаи из сказок, а дети
рассказывают, что случилось дальше.
2) «Верные друзья»
Дети называют друзей сказочных героев.
С кем дружил Буратино?
С кем дружил, Вини Пух?
Кто был другом у Карлсона?
Кто был другом у крокодила Гены?
С кем дружила Герда?
6. 1) «Чьи это вещи?» (таблица).
У каких сказочных героев были эти предметы?
Золотой ключик.
Хрустальная туфелька.
Скалочка.
Стрела.
Ореховая скорлупа.
Ступа с помелом.
Головка сыра.
2) «Сказочный портрет».
Дети складывают из частей портреты героев сказок (за столами).
7. «Отвечай правильно».
Посему один дед не мог вытащить репку из земли?
Где стоял теремок?
Какая курочка снесла золотое яичко?
Сколько комнат было в доме у трёх медведей?
Что помогла сделать мышка?
Что раздавил медведь?
Кто обратился за помощью к кузнецу?
III. Заключительная часть.
Сюрпризный момент
Сундучок, сундучок, Позолоченный бочок. Желтенькая крышка,
Крепкая задвижка.
Раз, два, три, четыре, пять Можно крышку открывать.
Дети получают книги и прощаются с Колобком.
Список используемой литературы
Гербова В.В. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга»: учебное пособие/ В.В.Гербова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 224с. (Серия «Вместе с детьми»)
Литературно-художественное издание для дошкольного возраста (Родители читают детям) / по. Ред. Папикова Л.П. – М.: Оникс, 2006. – 126с. – (Серия «Сказка за сказкой»).
Елкин, Н. В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.В. Елкин, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с.