Конспект урока литературы для 11 класса «Душа, не знающая меры»

Конспект урока литературы для 11 класса «Душа, не знающая меры»




Цель: рассказать о жизни М. Цветаевой и основных темах и мотивах цветаевской лирики

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока


  1. Оргмомент. Слайд 1

  1. Слово учителя о жизни М.Цветаевой: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой…» Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 гола в Москве в семье известного профессора Московского университета и прекрасной пианистки.


  1. Самостоятельное изучение материала о родителях Цветаевой

Слайды 2,3,4


4. Запись темы урока в тетрадь «Душа, не знающая меры…»,

эпиграфа

«Вся моя жизнь роман с собственной душой,

с городом, где живу, с деревом на краю дороги,- с воздухом» Слайд 5


  1. Прослушивание выступление учащихся, подготовивших сообщения о детских и юношеских годах жизни Марины Цветаевой.

6. Просмотр текста слайдов, запись в тетрадь основных фактов жизни М.Цветаевой. Чтение стихотворения « Душа и имя»

Слайды 6-11

7. Слово учителя о первых литературных опытах Цветаевой: печататься Марина начала в 16 лет, а в 18 тайком от семьи выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Первым поэтом для Цветаевой был Александр Сергеевич Пушкин. Его стихи, жизнь, дуэль; жизнь разделилась на «до» и «после». Первая любовь – это Евгений и Татьяна из « Евгения Онегина». Пушкин преподнес юной марине урок смелости, урок гордости, урок верности, урок судьбы, урок одиночества… Слайд 12

В 1912 году Марина выпускает сборник « Волшебный фонарь », выходит замуж за Сергея Эфрона Слайд 13


  1. Самостоятельное прочтение текста слайда о Сергее Эфроне, запись в тетрадь основных моментов жизни поэтессы.


  1. Беседа по содержанию стихотворения «Стол»


— В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества? ( поэт и стол – некий кентавр, поэт «пригвожден2 к столу, сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную строку)

— Чем поразило вас это стихотворение?

— какие изобразительные средства использованы поэтессой?


  1. Прослушивание выступлений учащихся

— Первая мировая, гражданская война в жизни Цветаевой

Слайды 14,15

— Александр Блок в жизни Цветаевой


11. Анализ стихотворения « Имя твоё — птица в руке» (восприятие, тема, идея, выразительные средства)

12. Слово учителя: 5 сентября 1912 года у Сергея и Марины родилась дочь Ариадна, 13 апреля 1917 – вторая, которую марина хотела назвать анной в честь анны Ахматовой, но решила, что « судьбы не повторяются» и имя девочке дали Ирина. Поэтический рост Цветаевой ознаменован встречами с Сологубом, Есениным, Мандельштамом, Блоком. Пастернаком, Маяковским, признанием её таланта. Ни к каким литературным группировкам она не примыкала – признавала лишь гражданскую позицию Поэта. М Цветаева не приняла революцию, переживала голод, разруху, младшую дочь вынуждена была отдать в приют, где она умерла 2 марта 1920 года… До 1922 гола Цветаева как бы подает вызов за утраченный образ жизни, за потерю всего дорогого и любимого. Выходит книга стихов «Версты» и отдельным изданием поэма-сказка «Царь-девица». В мае 1922 года Марина Ивановна вместе с дочерью покидает Россию- Берлин, Прага, Париж…В 1922-24 годах печатается в журналах, в 1928 году выходит последний прижизненный сборник «После России». Слайд 16


1 февраля 1925, в воскресенье, в снежный вихрь, родился Георгий. « Мальчиков надо баловать – им , может быть, на войну придется»…

« Нищеты, в которой я живу, вы представить не можете…»

В июне 1939 года Цветаева возвращается в Россию с сыном-17 лет эмиграции позади. Слайд 17

После возвращения семьи несчастья снова обрушились на плечи Цветаевой : арестована Ариадна ( провела 20 лет на Колыме), осенью 1939 арестован муж, расстрелян в 1941 году.

В этом же году Цветаева уезжает в Чистополь, Елабугу, пытается создать новый сборник, писала письма-прошения, жила без работы, в нищете и голоде.

Слайд 18,19

« Пора снимать янтарь…» — 31 августа в свою любимую рябиновую пору Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Слайд 20

Даже её могила осталась безымянной, затерянной на сельском кладбище Елабуги… Лишь 9 октября 1988 года в день 96-летия Цветаевой на холме был поставлен памятный камень из глыбы тарусского мрамора. Слайд 21

Она навсегда поведала миру свою Истину:

« Что со мной сделала жизнь? Стихи…» Слайды 22,23


  1. Обобщение: Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии, литературное наследие её велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Марина Цветаева никогда не подделывалась под вкусы читателей или издателей. Любое её произведение подчинено только правде сердца.

  2. Комментирование и выставление оценок, объяснение выполнения домашнего задания (Пересказ статьи учебника, анализ двух стихотворений Цветаевой по хрестоматии)

Свежие документы:  Конспект урока литературы для 6 класса на тему «Путь к спасению»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: