Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хузангаевская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского района Республики Татарстан
Конспект урока по литературе
в 8 классе
«К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.
Характерные особенности жанра»
подготовила
учитель русского языка и литературы
II кв. категории
Чубукова Наталья Юрьевна
с. Хузангаево
2011 год
Цель: 1. Познакомить с личностью К.Ф.Рылеева; дать понятие о думе.
2. Развитие навыков выразительного чтения стихотворений.
3. Воспитание патриотизма, нравственных позиций учащихся.
Оборудование: учебник- хрестоматия, презентация к уроку, фонохрестоматия.
План урока:
І. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Сейчас посмотрите друг на друга, пожмите друг другу руки и скажите: «Спасибо, что ты рядом!»
ІІ. Актуализация прежних знаний.
— На последних уроках мы с вами знакомились с творчеством Ивана Андреевича Крылова — великого русского баснописца. Вам было дано задание исследовательского характера: найти в литературе высказывания известных людей о Крылове. Надеюсь, что вы все справились и нам будет отрадно вас послушать.
(Выступления учащихся)
ІІІ. Основная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя о К.Ф.Рылееве.
— Кондратий Федорович Рылеев. Это был человек, неподкупной честности, «неукротимой ненависти», к несправедливости постоянной готовности к самопожертвованию. Таким он остался в памяти друзей и сподвижников, которые называли его «мучеником правды».
Он принадлежал к той славной когорте людей, о которой ярко сказал Герцен: «Это какие-то богатыри, кованые из чистой стали с головы до ног, воины-подвижники…»
Благородная личность Рылеева оставила след и в истории и в литературе. Так как же складывалась судьба этого удивительного человека?
3. Рассказ о жизни и творчестве К.Ф.Рылеева.
— РЫЛЕ́ЕВ Кондратий Федорович (1795-1826), русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда». Лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» и др. насыщены политическими ассоциациями, характерными для русского гражданского романтизма. Казнен.
РЫЛЕ́ЕВ Кондратий Федорович [18 (29) сентября 1795, с. Батово Софийского уезда Петербургской губ. — 13 (25) июля 1826, казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист.
Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии. Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге. Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии 1814-15. Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение. После войны он квартировал вместе с ротой в Виленской, затем Воронежской губерниях. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда. Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался «облагородить» непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость. Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки.
Литературная деятельность
Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически-возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма. По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии». Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии («Я не поэт, я гражданин»), его герои — борцы за свободу. С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения «К временщику», явно обличавшего А. А. Аракчеева. Автор сборника «Думы» (оригинальные по форме стихотворные повествования о славных событиях русской истории, одна из дум, «Ермак», стала народной песней), поэм «Войнаровский», «Наливайко». Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения. В 1823-25 вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах «Полярная Звезда», в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др.
Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет. Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества — добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в «чужие края». Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.
В феврале 1824 Рылеев был ранен на дуэли с князем К. Я. Шаховским (причиной дуэли послужила задетая честь сестры Рылеева). В сентябре 1825 Рылеев был секундантом на нашумевшем поединке его кузена и члена тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым, который закончился гибелью обоих участников.
Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха. Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного. Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826. У Рылеева были дочь и сын, умерший в младенчестве.
Чтение стихов К.Ф.Рылеева. (Читают двое учащихся по желанию)
Понятие о жанре – думы.
— Что вы представляете, когда слышите слово дума?
— Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление». Но не следует путать это значение с рылеевскими думами. Думы – это украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. Сложенные былинным стихом, с запевом и исходом – концовкой они, так же как и былины, исполнялись сказителями бандуристами или кобзарями нараспев, под звуки народных украинских инструментов бандуры или кобзы..
Думы возникли в XVІ – XVІІ веках; многие из них посвящены борьбе украинского казачества с Турцией и польскими панами, повествуют о казацких пленниках в турецкой неволе, их страданиях и борьбе. Позднее думами в русской поэзии называли иногда стихотворения, посвященные значительным общественным темам. Думой назвал и поэт – декабрист К.Ф.Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России.
Пересказ преданий о Ермаке
— Давайте вспомним кто такой Ермак. (Учащиеся рассказывают предание о Покорении Сибири Ермаком) Прослушивание фонохрестоматии отрывка из предания.
(Учитель зачитывает про гибель Ермака)стр. 326 поурочные разработки
Чтение учителем думы «Смерть Ермака»
— Я сейчас вам прочитаю думу а вы подумайте какие характерные признаки этого жанра вы услышали. (рассказывается о конкретном историческом лице, и историческом событии, образ лирического героя – удалый добрый молодец. Присутствуют эпитеты, сравнения, запевы, повторы).
Словарная работа.
9. Прослушивание фонохрестоматии
— А теперь проследите эти признаки уже в исполнении заслуженного артиста России Сергея Сазонтьева. Ответьте на вопрос: «На какое чтение текста настраивает музыка (торжественное, суровое, печальное)?»
ІV. Заключительная часть.
Итог урока. Оценки.
— Понравилось ли вам произведение? Какую бы вы картину нарисовали?(Устное рисование)
Домашнее задание:
— Индивидуально: 1. Подготовить рассказ об исторических событиях 16 века. 2. Подготовить рассказ о Кучуме
— Всему классу – подготовить выразительное чтение текста и составить по тексту вопросы.
Список использованной литературы
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература» 8 класс. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, Коровин. Москва «Просвещение» 2010 год. 2. Григорьев М.И. 2. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. М.Дрофа, 2007.
3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 8 класс. – М. Просвещение, 2010.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 8 класс»
2. Сеть творческих учителей https://www.it-n.ru/
3. https://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. https://www.openclass.ru/