Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Древнерусское летописание. (6 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока:..
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий; знакомство со структурой книги;
знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
формировать умение извлекать информацию из разных источников понимать, разграничивать и преобразовывать информацию;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: — Добрый день, ребята. Я прошу вас повернуться друг к другу. Каждый из вас будет служить зеркальным отражением товарища, т.е. выполнять те же действия, что и сосед по парте. Итак, протяните друг другу руки ладонями вверх, помашите рукой, улыбнитесь. И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 1) |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели.
| — Ребята, мы уже говорили о том, что книга играет важную роль в жизни человека. Какие же «условия» важны, чтобы это действительно было так? — Достаточно ли просто приобрести книгу, бегло её пролистать? — Правильно, нужно быть внимательным, вдумчивым читателем! Только тогда книга щедро поделится с нами своим богатством. — Как, по-вашему, правильно работать со статьёй учебника? (Ответы учеников) — Чтобы было легче ориентироваться в объёмном материале, можно составить план статьи. Он может быть простым и сложным, а ещё тезисным. Как вы понимаете, что это за виды плана? — Что вы знаете о появлении первых книг на Руси?
— Так о чём будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему.
— Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Древнерусское летописание» — Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, в конце этого урока мы должны выяснить, в чём причина появления письменной литературы, узнать, что такое летопись. |
Приводят примеры, аргументируют
Отвечают на вопросы
Формулируют тему Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) | Формирование навыков работы с информацией текста учебника Задание 1 Работа со статьёй учебника с.22-24 «О древнерусском летописании»
— Как вы понимаете значение слова «летопись»?
— Поработайте в парах: расскажите друг другу, что такое летопись. Запишите определение в тетрадь.
Задание 2. — Составьте план, пользуясь которым, вы могли бы пересказать статью учебника.
|
Комментированное чтение статьи учебника
Работа в парах
Составляют план
Выполняют физ-минутку | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Закрепление изученного материала
| Закрепление изученного материала
— Пересказ учениками статьи учебника «О древнерусском летописании»
— Задайте друг другу вопросы по статье.
— Прослушивание фрагмента МОНОЛОГ Пимена из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» — Что нового к вашему представлению о летописце добавил этот монолог? — Как относится летописец к своему труду? — Какие слова придают монологу торжественное, возвышенное звучание? — Какие эпитеты делают речь Пимена поэтичной? |
Пересказывают статью
Отвечают на вопросы
Слушают аудиозапись монолога (исполняет И.Смоктуновский)
| Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности.
| Восстановление текста (слайд 7, 8)
-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________ — Мне было интересно __________ — Летопись – это __________ — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок |
Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
| С.24-34, отвечать на вопросы | Запись учащимися задания в дневники. |
|