Приложение № 4
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Форма работы: Интегрированное обучение (Литература, человековедение)
Предметная цель урока: Познакомиться с рассказом Чарушина и создать условия для понимания мотивов поступков.
Метапредметная цель: Формирование познавательных УУД (анализ произведения) и коммуникативных УУД через интерактивные приёмы обучения.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
-Эмоциональная и интеллектуальная подготовка к уроку.
2.Организация процесса деятельности.
-самостоятельная постановка проблемы
-работа над смыслом пословиц.
3.Создание условий для рассуждений и умозаключений про страх
Ход урока.
I. Организационно-эмоциональный момент. Целеполагание.
— Хочу в самом начале урока кое-что вам показать.
Показ ящерицы
— В ящике шуршание.
— Кто сюда после меня сунет руку?
— Кто ещё хочет сунуть руку?
— А почему ты не хочешь опустить руку?
— Боишься?
— Страшно?
— Испугался?
А это ящерица.
-Вспомните, пожалуйста, ощущения, чувства, которые вы испытали, когда испугались.
На доске:
У страха глаза велики, да далеко не видят.
А ларчик просто открывался.
На всякую беду, страху не напасёшься.
Со страху и мышь волком покажется.
— Объяснить смысл пословиц.
— А теперь посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ?
II. Чтение рассказа.
— Что испытывали мальчики, когда остались одни?
— Какие звуки они услышали, какие звуки их испугали?
(найдите в тексте и прочитайте)
— А вы бы испугались таких звуков?
— Найдите в рассказе, что мальчики говорили, когда боялись.
(Прочитать очень таинственным голосом)
— А почему они так говорили? (подбадривали друг друга, храбрились) (Они говорили наоборот)
Чтение по ролям.
— Как надо прочитать слова мальчиков? ( Боятся, но храбрятся)
— Голос дрожит от страха, но старается от брата скрыть страх и подбадривает брата. (Несколько человек)
— Отличается ли по настроению вторая часть от первой?
(Нет страха – главное отличие)
Прочитать вторую часть с облегчением, что не страшно и что всё объяснилось
К какой части больше подходит название рассказа?
III. Беседа о страхах.
— А вам было когда-нибудь также страшно?
— Можно ли двух братиков назвать трусишками? Почему?
— Представьте, что это не ёжик зашёл в дом, а медведь?
— Стоило ли мальчикам опасаться того, чего не видели?
Каждый страх можно объяснить.
— Надо ли когда-нибудь бояться? Всегда ли надо преодолевать страх?
Каждый нормальный человек чего-нибудь боится.
— Мы сейчас боимся клещей и не ходим в самую гущу леса.
— Боимся тигров и не лезем к ним в клетку.
Если бы не было страха, в природе не было бы равновесия.
— И дети чего-то бояться и взрослые, и животные. И не стоит переживать, если вы чего-то боитесь.
IY. Чтение всего рассказа с выражением:
— 1 часть — страшно;
— 2 часть с облегчением (только где ёжик по стене пробежал, мама испугалась)
Y. Итог урока.
Подобрать пословицы к каждой части.
1часть (Со страху и мышь волком покажется).
2часть (А ларчик просто открывался.)
А какая половица подходит ко всему рассказу?
(У страха глаза велики, да далеко не видят.)
— А на самом деле история в рассказе страшная? Почему?
YI. Домашнее задание
Прочитать с выражением и подготовить рассказ, когда вам было страшно.
Страшный рассказ. Е. Чарушин.
Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…
Шура и говорит со своей кровати:
— Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.
— Мы воров не боимся, — говорит Шура.
— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
— И тигров не боимся, — говорит Шура.
— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
— Не дыши, — говорит Шура Пете.
— Я не дышу.
Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.