конспект урока литературы «М. Шолохов — великий сын Дона» 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты

Ростовской области






Конспект урока по литературе
в 11 классе

«М.А.Шолохов – великий сын Дона».











подготовила

учитель русского языка и литературы

Шевцова Ирина Александровна















г. Шахты

2013




1.Название: методическая разработка урока литературы « М.А.Шолохов – великий сын Дона».


2.Аннотация:

Данный урок посвящен исследованию жизни и творчества писателя 20 века М.А.Шолохова. Изучая факты биографии, сопоставляя их, анализируя произведения, исследуя отзывы критиков и современников писателя, учащиеся 11-х классов познакомятся с судьбой великого писателя, сделают вывод об основных особенностях его прозы, напишут творческие работы в результате своих исследований. Такое занятие дает учащимся возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве М.А.Шолохова, но и развивать свои творческие способности.


3. Учебный предмет: литература.

4. Уровень образования школьников: высокий.

5. Форма учебной работы: проектная.

6. Роль учителя: организаторская.

7. Оборудование: цветные жетоны для деления на группы (зеленые — «Историки» ; розовые — «Экскурсоводы»; синие «Литературоведы» ; белые- «Эксперты»), мультимедиапроектор, экран, компьютер, раздаточный материал (см. приложение 1), памятки (см. приложение2), оценочный лист (см. приложение 3), презентация, оформление выставки « М.А.Шолохов: жизнь, творчество, судьба».


8. Данный урок реализует основные методы преподавания литературы в современной школе:

  1. метод творческого восприятия, способствующий сильному и длительному впечатлению, которое в ходе последующих занятий по теме будет непрерывно углубляться;

  2. анализирующее — интерпретирующий метод, в основе которого лежит более глубокое проникновение в литературный факт;

  3. синтезирующий метод, направленный на реализацию комплексной умственной деятельности учащихся, требующей высокой степени их творческой активности.

Занятие является первым по теме и нацелено:

1) на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

2) на формирование аналитического мышления и обобщения;

3) на подготовку учащихся к исследовательской деятельности.


В качестве предварительной подготовки к уроку одна группа учащихся создавала мини-проект «Биография и творчество М. А.Шолохова», вторая группа учеников готовила мини – проект «Экскурсия по шолоховским местам», третья группа собирала стихотворения, посвященные М.А.Шолохову, высказывания современников, критиков о М.А.Шолохове, готовили выразительное чтение фрагментов из произведений Шолохова.


Характеристика урока:


а) по характеру доминирующей в группах деятельности:

— творческий, исследовательский.


б) по предметно — содержательной области:

— межпредметный (литература, история).


в) по количеству учащихся:

— коллективный (все учащиеся 11 класса).


Работа проводилась индивидуально и в группах.


Дидактические цели урока:

1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений видеть проблему и предложить пути её решения.


Методические задачи:

  1. активировать познавательную деятельность учащихся;

  2. учить анализировать и оценивать произведение как художественное единство;

  3. познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества М.А Шолохова, использовать краеведческий материал.



Формируемые умения и навыки работы:

поиск, обработка и использование информации;

— постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;

— развитие аналитических способностей учащихся, их умения работать под анализом и самоанализом учебной деятельности;

— умение разбираться в жанровых особенностях композиции и системе образов изученных произведений;

— умение пользоваться компьютером для оформления своей работы (создание презентаций), кратко излагать свои мысли устно и письменно.



Этапы подготовительной работы для проведения урока :


1.Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести итоговый урок.

После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций. Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы (их 3).

2. В каждой группе отбирались и обсуждались источники информации, обсуждался план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.

3. Проходила исследовательская работа в группах (самостоятельно и коллективно), отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация, художественные произведения, краеведческий материал.

4. В группах готовились защитить свои проекты, работали над презентациями.

5. Итоговый результат работы – урок проводится в форме защиты мини -проектов (исследование биографии, краткий анализ произведений, отзыв).


ХОД ЗАНЯТИЯ:


1.МОТИВАЦИЯ.

Работа с эпиграфом к уроку: учащиеся слушают, определяют тему, идею – выход на тему урока (слайды 1 – 3).

Вступительное слово учителя: Жизнь Шолохова до сих пор окутана некой тайной, но список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Необыкновенная смелость присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги во всей полноте показывают борьбу прошлого и настоящего. И невольно вспоминаешь завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, — завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно – умалчивая. Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду. Трагедию он не переводит в драму, из драмы не делает занимательное чтение. Шолоховская сила правды такова, что горечь жизни преодолевается волей и стремлением к счастью, желанием его достичь и радостью достижения. Ведь любая книга писателя оставляет впечатление света, так как Шолохов – человек, рожденный «с солнцем в крови».


2.Организационное начало урока:

совместное формулирование ожидаемых результатов (СЛАЙД№4)

Постановка проблемы:

Что мы узнали о жизни и творчестве М.А.Шолохова ; с какими произведениями познакомились? Чем близок нам писатель и его произведения?


3. Основная часть урока:

1. МИНИ-ПРОЕКТ «М.А.Шолохов: личность, судьба, творчество» (слайды № 5 — 18)

Задание классу: прослушать выступление и заполнить таблицу (см. приложение № 1). Экспертная группа даёт оценку авторам мини-проекта.

2. МИНИ-ПРОЕКТ «Экскурсия по шолоховским местам» (слайд №19-24)

Задание классу: посмотреть, послушать, обсудить в группах 2-3 вопроса докладчику .

Экспертная группа по плану даёт оценку мини-проекту, заданным вопросам и ответам.

3.Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных М.А.Шолохову, а также высказываний о Шолохове: Н. Рыленков « Есть вечные глубины в «Тихом Доне», Долинский «Утро в Вешках»; А.Софронов «Михаилу Шолохову», Л.Тулунский « к 100-летию Шолохова» (стихи и высказывания читаются на фоне пейзажей вешенского заповедника слайды № 25-26)

Задание классу: составить на основе прослушанного синквейн о Шолохове ( см. приложение №2)

Экспертная группа дает оценку выступающей группе «литературоведов» и полученным синквейнам.


4.Заключение

РЕФЛЕКСИЯ

  • отзывы и предложения по уроку;

  • закончите предложения (слайд № 27).

5. Выставление оценок на оценочных листах ( приложение 3)

6.Домашнее задание ( слайд № 28):

* сочинение миниатюра « Гордость земли донской — М.А.Шолохов»;

* устное сообщение по теме «Почему «Тихий Дон можно назвать эпопеей и в чем отличие шолоховской эпопеи от эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого?»;

* подготовить сообщение по истории донского казачества ( индивидуальное задание)







Приложение 1


Таблица ответа по биографии и творчеству М.А.Шолохова


знал

узнал

Источник информации












Приложение 2



ПАМЯТКА «СИНКВЕЙН»

короткое пятистишие

1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.

2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) даётся описание темы.

3. В третьей строчке тремя словами даётся описание действия в рамках этой темы.

4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5. Последняя строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.


Приложение 3 «Оценочный лист»


группа

оценка

пояснение

« историки» № 1



«экскурсоводы» № 2



«литературоведы»



самооценка
















Литература:

1.В.В.Петелик.М. Шолохов: страницы жизни и творчества. М, 1986.

2. www.hrono.ru

3. www.sholohov.ru

4. http: // veshki = bazar.ru




















































































Свежие документы:  Конспект урока на тему «Когда наступит лето?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: