Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 города Шахты
Ростовской области
Конспект урока по литературе
в 11 классе
«М.А.Шолохов – великий сын Дона».
подготовила
учитель русского языка и литературы
Шевцова Ирина Александровна
г. Шахты
2013
1.Название: методическая разработка урока литературы « М.А.Шолохов – великий сын Дона».
2.Аннотация:
Данный урок посвящен исследованию жизни и творчества писателя 20 века М.А.Шолохова. Изучая факты биографии, сопоставляя их, анализируя произведения, исследуя отзывы критиков и современников писателя, учащиеся 11-х классов познакомятся с судьбой великого писателя, сделают вывод об основных особенностях его прозы, напишут творческие работы в результате своих исследований. Такое занятие дает учащимся возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве М.А.Шолохова, но и развивать свои творческие способности.
3. Учебный предмет: литература.
4. Уровень образования школьников: высокий.
5. Форма учебной работы: проектная.
6. Роль учителя: организаторская.
7. Оборудование: цветные жетоны для деления на группы (зеленые — «Историки» ; розовые — «Экскурсоводы»; синие «Литературоведы» ; белые- «Эксперты»), мультимедиапроектор, экран, компьютер, раздаточный материал (см. приложение 1), памятки (см. приложение2), оценочный лист (см. приложение 3), презентация, оформление выставки « М.А.Шолохов: жизнь, творчество, судьба».
8. Данный урок реализует основные методы преподавания литературы в современной школе:
метод творческого восприятия, способствующий сильному и длительному впечатлению, которое в ходе последующих занятий по теме будет непрерывно углубляться;
анализирующее — интерпретирующий метод, в основе которого лежит более глубокое проникновение в литературный факт;
синтезирующий метод, направленный на реализацию комплексной умственной деятельности учащихся, требующей высокой степени их творческой активности.
Занятие является первым по теме и нацелено:
1) на создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся;
2) на формирование аналитического мышления и обобщения;
3) на подготовку учащихся к исследовательской деятельности.
В качестве предварительной подготовки к уроку одна группа учащихся создавала мини-проект «Биография и творчество М. А.Шолохова», вторая группа учеников готовила мини – проект «Экскурсия по шолоховским местам», третья группа собирала стихотворения, посвященные М.А.Шолохову, высказывания современников, критиков о М.А.Шолохове, готовили выразительное чтение фрагментов из произведений Шолохова.
Характеристика урока:
а) по характеру доминирующей в группах деятельности:
— творческий, исследовательский.
б) по предметно — содержательной области:
— межпредметный (литература, история).
в) по количеству учащихся:
— коллективный (все учащиеся 11 класса).
Работа проводилась индивидуально и в группах.
Дидактические цели урока:
1) развитие творческих способностей учащихся;
2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений видеть проблему и предложить пути её решения.
Методические задачи:
активировать познавательную деятельность учащихся;
учить анализировать и оценивать произведение как художественное единство;
познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества М.А Шолохова, использовать краеведческий материал.
Формируемые умения и навыки работы:
— поиск, обработка и использование информации;
— постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;
— развитие аналитических способностей учащихся, их умения работать под анализом и самоанализом учебной деятельности;
— умение разбираться в жанровых особенностях композиции и системе образов изученных произведений;
— умение пользоваться компьютером для оформления своей работы (создание презентаций), кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Этапы подготовительной работы для проведения урока :
1.Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести итоговый урок.
После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций. Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы (их 3).
2. В каждой группе отбирались и обсуждались источники информации, обсуждался план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.
3. Проходила исследовательская работа в группах (самостоятельно и коллективно), отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация, художественные произведения, краеведческий материал.
4. В группах готовились защитить свои проекты, работали над презентациями.
5. Итоговый результат работы – урок проводится в форме защиты мини -проектов (исследование биографии, краткий анализ произведений, отзыв).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.МОТИВАЦИЯ.
Работа с эпиграфом к уроку: учащиеся слушают, определяют тему, идею – выход на тему урока (слайды 1 – 3).
Вступительное слово учителя: Жизнь Шолохова до сих пор окутана некой тайной, но список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Необыкновенная смелость присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий, будь то любая эпоха, им изображаемая. Его книги во всей полноте показывают борьбу прошлого и настоящего. И невольно вспоминаешь завет Льва Толстого, данный им самому себе еще в молодости, — завет не только не лгать прямо, но не лгать и отрицательно – умалчивая. Шолохов не умалчивает, он пишет всю правду. Трагедию он не переводит в драму, из драмы не делает занимательное чтение. Шолоховская сила правды такова, что горечь жизни преодолевается волей и стремлением к счастью, желанием его достичь и радостью достижения. Ведь любая книга писателя оставляет впечатление света, так как Шолохов – человек, рожденный «с солнцем в крови».
2.Организационное начало урока:
совместное формулирование ожидаемых результатов (СЛАЙД№4)
Постановка проблемы:
Что мы узнали о жизни и творчестве М.А.Шолохова ; с какими произведениями познакомились? Чем близок нам писатель и его произведения?
3. Основная часть урока:
1. МИНИ-ПРОЕКТ «М.А.Шолохов: личность, судьба, творчество» (слайды № 5 — 18)
Задание классу: прослушать выступление и заполнить таблицу (см. приложение № 1). Экспертная группа даёт оценку авторам мини-проекта.
2. МИНИ-ПРОЕКТ «Экскурсия по шолоховским местам» (слайд №19-24)
Задание классу: посмотреть, послушать, обсудить в группах 2-3 вопроса докладчику .
Экспертная группа по плану даёт оценку мини-проекту, заданным вопросам и ответам.
3.Выразительное чтение наизусть стихотворений, посвященных М.А.Шолохову, а также высказываний о Шолохове: Н. Рыленков « Есть вечные глубины в «Тихом Доне», Долинский «Утро в Вешках»; А.Софронов «Михаилу Шолохову», Л.Тулунский « к 100-летию Шолохова» (стихи и высказывания читаются на фоне пейзажей вешенского заповедника слайды № 25-26)
Задание классу: составить на основе прослушанного синквейн о Шолохове ( см. приложение №2)
Экспертная группа дает оценку выступающей группе «литературоведов» и полученным синквейнам.
4.Заключение
РЕФЛЕКСИЯ
отзывы и предложения по уроку;
закончите предложения (слайд № 27).
5. Выставление оценок на оценочных листах ( приложение 3)
6.Домашнее задание ( слайд № 28):
* сочинение миниатюра « Гордость земли донской — М.А.Шолохов»;
* устное сообщение по теме «Почему «Тихий Дон можно назвать эпопеей и в чем отличие шолоховской эпопеи от эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого?»;
* подготовить сообщение по истории донского казачества ( индивидуальное задание)
Приложение 1
Таблица ответа по биографии и творчеству М.А.Шолохова
узнал | Источник информации | |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
ПАМЯТКА «СИНКВЕЙН»
– короткое пятистишие
1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
2. Во второй строчке в двух словах (двумя прилагательными) даётся описание темы.
3. В третьей строчке тремя словами даётся описание действия в рамках этой темы.
4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
5. Последняя строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.
Приложение 3 «Оценочный лист»
оценка | пояснение | |
« историки» № 1 |
|
|
«экскурсоводы» № 2 |
|
|
«литературоведы» |
|
|
самооценка |
|
|
Литература:
1.В.В.Петелик.М. Шолохов: страницы жизни и творчества. М, 1986.
2. www.hrono.ru
4. http: // veshki = bazar.ru