4
Чистота и благородство
В.А.Сухомлинский
Не хлебом единым жив человек — в этом старинном изречении, по-разному звучащем на языках многих народов, выражается глубокая мысль: у человека богатая и многогранная духовная жизнь, широк и многообразен круг его мыслей, чувств, интересов, потребностей, увлечений. Мы живем в огромном человеческом мире, наполненном страстями, переживаниями, желаниями, поисками, устремлениями. С того момента, как человек начинает осознавать себя как живое, разумное и одаренное существо, он соприкасается с другими людьми, благодаря множеству этих сложнейших прикосновений, он вступает в мир счастья и горя, радостей и огорчений.
Человек рожает человеческое существо, но это еще не рождение богатого и неповторимого мира человеческого. Есть люди, способные только рожать, но не способные по-настоящему рождать. Полнокровная и гармоничная человеческая личность рожается материнской и отцовской мудростью, многовековым опытом и культурой народа, воплощенной в знаниях, в нравственных ценностях, в непреходящих богатствах, передающихся из поколения в поколение.
Рождение Человека — великое и трудное деяние, счастливый и мучительно сложный труд, который называется многозначным и бесконечно обновляющимся словом воспитание.
Каждый из нас всю жизнь воспитывается и воспитывает других — в этой целеустремленности и направленности наших взаимоотношений — одна из важнейших сторон мира человеческого.
Человек, появившись на свет, нуждается в пеленках и, вырастая, стремится поскорее освободиться от своих «пеленок»: он переживает счастье любви, продолжает род человеческий, повторяет себя в своих детях. Он постигает большой мир общественной жизни — мир, в котором переживаются волнующее и ни с чем не сравнимое чувство любви к Отечеству и верности великим, святым идеалам нашего народа — строительству коммунизма, чувство готовности отдать свои силы во имя процветания и могущества Советской Родины.
Но, кроме этого большого мира, у каждого из нас есть и свой глубоко личный мир — семья, любовь, юность и старость, творческий взлет и угасание, надежды и разочарования, встречи и разлуки, улыбки и слезы. Без этого мира невозможно представить нашу жизнь; от того, чем он наполнен — радостями или бесконечными терзаниями, — зависит в конечном счете наше счастье. Великая мудрость человеческого бытия и человеческого воспитания заключается в том, чтобы умело и тонко построить этот мир. Беды и несчастья, слезы и страдания, тюрьмы и преступления — все это существует в большой мере потому, что многие граждане нашего общества не умеют построить этот мир и беречь его чистоту, благородство, порядочность.
Николай Григорьевич Чернышевский однажды заметил: у каждого есть утолок жизни, куда никто никогда не должен залезать и каждый должен иметь «особую комнату» только для себя одного. И миссия умудренного жизнью старшего поколения как раз и заключается в том, чтобы, не заглядывая в чужие окна, оберегая неприкосновенность «особой комнаты» личности, помочь каждому человеку сделать свой уголок нравственно красивым, чистым, счастливым. Потому, что уголок этот, каким бы уединенным и обособленным он ни был, тысячами нитей связан с большим миром общественной жизни.
Этическое Я человека неразделимо. Человек не может жить двумя жизнями. Тот, у кого свой личный уголок мрачен и «нечист», никогда не может быть настоящим гражданином, патриотом, не может одухотворяться высокими идеалами, высшей правдой нашего бытия и коммунистической идеологией, коммунистическим дознанием.
Прикасаясь к глубоко личному миру человеческого, мы имеем дело с тонкими, хрупкими, нежными и в то же время могучими и всепобеждающими силами, действие которых по существу выражает смысл и сущность жизни. В этом мире есть вещи противоположные и непримиримые, взаимоисключающие. Прежде всего есть добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Есть в этом мире счастье и несчастье — беда, горе. Счастье во всех своих проявлениях более однообразно, несчастье же многолико. Наиболее тяжкое несчастье — это горе. По-моему, может быть четыре разновидности горя — война; смерть дорогого нам человека; предательство — вероломство, измена того, кому мы верили, и — плохие дети.
Есть в этом мире, которому мы посвящаем свои раздумья и тревоги, красота и уродство, прямодушие и коварство, долг и безответственность, участливость и бессердечность, нравственная доблесть и мерзость, гордость и позор, радость на виду у коллектива и стыд, самопожертвование и позорный страх; мужество и трусость, щедрость и жадность, корыстолюбие и бескорыстие, великодушие и мелкое тиранство, мудрая свобода и неумение пользоваться этим величайшим благом советского общества — свободой, прямота и лицемерие, рыцарство и хамство.
Есть малодушная молчаливость, когда надо говорить, когда слово — и оружие, и мужество, и сила.
Есть недостойная честного человека болтливость, когда надо молчать.
Есть голос чистой, благородной совести, повелевающий человеку забыть о личном благе и действовать во имя счастья других людей, и есть карьеризм, прикрывающийся иногда громкими фразами.
Есть память сердца и есть позорная забывчивость.
Есть мужественные слезы и есть улыбка, которая повергает в ужас.
Говоря обо всем этом, я вспоминаю такой случай в одном заводском коллективе. Надо было послать квалифицированных специалистов в далекую дружественную нам страну. Среди претендентов на командировку обратил на себя внимание молодой инженер Андрей. Несколько раз он выступал на собраниях, заявляя, что поехать в дружественную страну побуждают его чувства дружбы к народу, освободившемуся от колониальной зависимости. Сложилось мнение, что лучшей кандидатуры вроде бы и не найдешь. Но потом произошел конфуз. Оказалось, что у Андрея есть девушка, с которой у него были очень близкие отношения. Девушка беременная. Она ждала, когда же, наконец, Андрей, как полагалось бы честному человеку, назовет ее женой и избавит от тяжелого положения: родители у девушки были жестокими людьми, они сказали дочке, что если молодой человек не женится на ней, они выгонят ее из дому. С изумлением общественность узнала, что под личиной благородного порыва кроется не что иное, как гнусное стремление уйти от ответственности за судьбу человека. Людям стало понятно, что Андрей никакой не передовой человек, а просто мерзавец…
Этот факт наводит на грустные размышления. Сложен и порой трудно постижим мир человеческого. Семь раз отмерить надо, прежде чем отрезать тонкую и строгую истину, где, в каких сферах жизни человеческой проявляются подлинная доблесть, подлинный героизм. Стать героём в тончайшей сфере любви и верности не легче, иногда значительно труднее, чем в труде, в решимости сделать что-то значительное во имя высоких идеалов. Быть верным мужем и преданным отцом детей своих — доблесть значительна выше, чем просто перевыполнить план. Понимать сложный мир человеческий всем нам надо, кроме всего другого, также и для того, чтобы уметь различать доблесть и мерзость.
А вот еще одна история, в которой ярко выражается другая грань мира человеческого. Было это весной тысяча девятьсот сорок пятого года в большом приднепровском селе. Все мужчины — на фронте. Почти каждый день почта приносила то один, то два синих конвертика. Почтальон — девяностолетний дед Юхим — доставлял эти конверты женщинам. Как только конверт вскрывали, слышался стон и плач, в нем была похоронная.
О синих конвертах знали не только взрослые, но и дети. У одной матери было четверо детей. Самой старшей — шесть лет, самому младшему — три года. Рано утром, когда мать собралась на работу, а дети уже позавтракали, в хату вошел дед Юхим. Он вынул из сумки синий конверт и дал его матери. У матери сжалось сердце от горя, она зарыдала, а дети, окружив ее, в ужасе смотрели на синий конверт. Потом старшая девочка, шестилетняя Мария, взяла у матери из рук конверт и, прижав его к груди, сказала — спокойно и рассудительно, как взрослая: «Мамочка, родная, не открывайте синий конверт. Спрячьте его в сундук — на самое дно. Может быть здесь не похоронная. Может быть, командир пишет, что тато ранен или награду получил».
И у самой матери зародилась надежда: а может быть в самом деле здесь не похоронная. Она спрятала синий конверт в сундук. Стали ждать. Прошла неделя, месяц прошел, писем от отца не было. Пришел День Победы. Домой стали возвращаться победители. И вот мать, уже не раз подходившая к сундуку с намерением открыть его и вскрыть синий конверт, получила письмо, на этот раз в белом конверте, — письмо от мужа! Он был ранен за два месяца до победы. Мать расцеловала детей. Это их безграничная любовь к матери и отцу вселила в ее душу надежду, и эта надежда сбылась…
Задумаемся над этим событием, матери и отцы! Любовь детей к родителям — это огромная сила духа, которую вкладывает в детскую душу материнская и отцовская мудрость. Мудрость любви отца и матери к детям, умение любить так, чтобы дети были вам безгранично преданными — вряд ли есть что-либо другое более сложное, более волнующее и более мудрое в мире человеческом. Дети — не только наша любовь и надежда. Дети — бессмертие народа.