Конспект урока литературы на тему «Чистота и благородство»

4


Чистота и благородство

В.А.Сухомлинский

Не хлебом единым жив человек — в этом старин­ном изречении, по-разно­му звучащем на языках многих народов, выражает­ся глубокая мысль: у че­ловека богатая и многогранная духовная жизнь, широк и многообразен круг его мыслей, чувств, интересов, потребнос­тей, увлечений. Мы живем в огромном человеческом мире, наполненном страстями, пере­живаниями, желаниями, поис­ками, устремлениями. С того момента, как человек начинает осознавать себя как живое, разумное и одаренное сущест­во, он соприкасается с други­ми людьми, благодаря множе­ству этих сложнейших прикос­новений, он вступает в мир счастья и горя, радостей и огорчений.

Человек рожает человече­ское существо, но это еще не рождение богатого и неповто­римого мира человеческого. Есть люди, способные только рожать, но не способные по-настоящему рождать. Полно­кровная и гармоничная челове­ческая личность рожается ма­теринской и отцовской муд­ростью, многовековым опытом и культурой народа, вопло­щенной в знаниях, в нравствен­ных ценностях, в непреходя­щих богатствах, передающихся из поколения в поколение.

Рождение Человека — вели­кое и трудное деяние, счастливый и мучительно сложный труд, который называется мно­гозначным и бесконечно обнов­ляющимся словом воспитание.

Каждый из нас всю жизнь воспитывается и воспиты­вает других — в этой целе­устремленности и направ­ленности наших взаимоотноше­ний — одна из важнейших сто­рон мира человеческого.

Человек, появившись на свет, нуждается в пеленках и, вы­растая, стремится поскорее освободиться от своих «пеле­нок»: он переживает счастье любви, продолжает род челове­ческий, повторяет себя в сво­их детях. Он постигает боль­шой мир общественной жизни — мир, в котором переживают­ся волнующее и ни с чем не сравнимое чувство любви к Отечеству и верности великим, святым идеалам нашего наро­да — строительству коммуниз­ма, чувство готовности отдать свои силы во имя процветания и могущества Советской Роди­ны.

Но, кроме этого большого мира, у каждого из нас есть и свой глубоко личный мир — семья, любовь, юность и ста­рость, творческий взлет и уга­сание, надежды и разочарова­ния, встречи и разлуки, улыб­ки и слезы. Без этого мира не­возможно представить нашу жизнь; от того, чем он напол­нен — радостями или бесконеч­ными терзаниями, — зависит в конечном счете наше счастье. Великая мудрость человече­ского бытия и человеческого воспитания заключается в том, чтобы умело и тонко построить этот мир. Беды и несчастья, слезы и страдания, тюрьмы и преступления — все это су­ществует в большой мере потому, что многие гражда­не нашего общества не умеют построить этот мир и беречь его чистоту, благородство, по­рядочность.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» сказка»

Николай Григорьевич Черны­шевский однажды заметил: у каждого есть утолок жизни, ку­да никто никогда не должен залезать и каждый должен иметь «особую комнату» толь­ко для себя одного. И мис­сия умудренного жизнью стар­шего поколения как раз и за­ключается в том, чтобы, не за­глядывая в чужие окна, обере­гая неприкосновенность «осо­бой комнаты» личности, по­мочь каждому человеку сде­лать свой уголок нравственно красивым, чистым, счастливым. Потому, что уголок этот, ка­ким бы уединенным и обособ­ленным он ни был, тысячами нитей связан с большим ми­ром общественной жизни.

Этическое Я человека нераз­делимо. Человек не может жить двумя жизнями. Тот, у кого свой личный уголок мра­чен и «нечист», никогда не мо­жет быть настоящим гражда­нином, патриотом, не может одухотворяться высокими идеа­лами, высшей правдой нашего бытия и коммунистической идеологией, коммунистическим дознанием.

Прикасаясь к глубоко лично­му миру человеческого, мы имеем дело с тонкими, хруп­кими, нежными и в то же вре­мя могучими и всепобеждаю­щими силами, действие кото­рых  по существу выражает смысл и сущность жизни. В этом мире есть вещи противо­положные и непримиримые, взаимоисключающие. Прежде всего есть добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Есть в этом мире счастье и не­счастье — беда, горе. Счастье во всех своих проявлениях бо­лее однообразно, несчастье же многолико. Наиболее тяжкое несчастье — это горе. По-мое­му, может быть четыре раз­новидности горя — война; смерть дорогого нам человека; предательство — вероломство, из­мена того, кому мы верили, и — плохие дети.

Есть в этом мире, которому мы посвящаем свои раздумья и тревоги, красота и уродство, прямодушие и коварство, долг и безответственность, участли­вость и бессердечность, нрав­ственная доблесть и мерзость, гордость и позор, радость на виду у коллектива и стыд, са­мопожертвование и позорный страх; мужество и трусость, щедрость и жадность, корысто­любие и бескорыстие, велико­душие и мелкое тиранство, мудрая свобода и неумение пользоваться этим величайшим благом советского общества — свободой, прямота и лицеме­рие, рыцарство и хамство.

Есть малодушная молчали­вость, когда надо говорить, когда слово — и оружие, и му­жество, и сила.

Есть недостойная честного человека болтливость, когда надо молчать.

Есть голос чистой, благо­родной совести, повелевающий человеку забыть о личном бла­ге и действовать во имя сча­стья других людей, и есть карьеризм, прикрывающийся иногда громкими фразами.

Есть память сердца и есть позорная забывчивость.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Would you like to take part in an International Internet Project?"

Есть мужественные слезы и есть улыбка, которая поверга­ет в ужас.

Говоря обо всем этом, я вспо­минаю такой случай в одном заводском коллективе. Надо было послать квалифициро­ванных специалистов в дале­кую дружественную нам стра­ну. Среди претендентов на ко­мандировку обратил на себя внимание молодой инженер Андрей. Несколько раз он вы­ступал на собраниях, заявляя, что поехать в дружественную страну побуждают его чувства дружбы к народу, освободив­шемуся от колониальной зави­симости. Сложилось мнение, что лучшей кандидатуры вроде бы и не найдешь. Но потом произошел конфуз. Оказалось, что у Андрея есть девушка, с которой у него были очень близкие отношения. Девушка беременная. Она ждала, ког­да же, наконец, Андрей, как полагалось бы честному чело­веку, назовет ее женой и изба­вит от тяжелого положения: родители у девушки были жес­токими людьми, они сказали дочке, что если молодой чело­век не женится на ней, они вы­гонят ее из дому. С изумлени­ем общественность узнала, что под личиной благородного по­рыва кроется не что иное, как гнусное стремление уйти от от­ветственности за судьбу чело­века. Людям стало понятно, что Андрей никакой не передо­вой человек, а просто мерза­вец…

Этот факт наводит на груст­ные размышления. Сложен и порой трудно постижим мир че­ловеческого. Семь раз отмерить надо, прежде чем отрезать тон­кую и строгую истину, где, в каких сферах жизни человече­ской проявляются подлинная доблесть, подлинный героизм. Стать героём в тончайшей сфе­ре любви и верности не лег­че, иногда значительно труд­нее, чем в труде, в решимости сделать что-то значительное во имя высоких идеалов. Быть верным мужем и преданным отцом детей своих — доблесть значительна выше, чем просто перевыполнить план. Понимать сложный мир человеческий всем нам надо, кроме всего другого, также и для того, что­бы уметь различать доблесть и мерзость.

А вот еще одна история, в которой ярко выражается дру­гая грань мира человеческого. Было это весной тысяча де­вятьсот сорок пятого года в большом приднепровском селе. Все мужчины — на фронте. Почти каждый день почта при­носила то один, то два синих конвертика. Почтальон — де­вяностолетний дед Юхим — доставлял эти конверты жен­щинам. Как только конверт вскрывали, слышался стон и плач, в нем была похоронная.

О синих конвертах знали не только взрослые, но и дети. У одной матери было четверо детей. Самой старшей — шесть лет, самому младшему — три года. Рано утром, когда мать собралась на работу, а дети уже позавтракали, в хату во­шел дед Юхим. Он вынул из сумки синий конверт и дал его матери. У матери сжалось сердце от горя, она зарыдала, а дети, окружив ее, в ужасе смотрели на синий конверт. Потом старшая девочка, шести­летняя Мария, взяла у матери из рук конверт и, прижав его к груди, сказала — спокойно и рассудительно, как взрослая: «Мамочка, родная, не откры­вайте синий конверт. Спрячьте его в сундук — на самое дно. Может быть здесь не похорон­ная. Может быть, командир пи­шет, что тато ранен или награ­ду получил».

Свежие документы:  Конспект урока русского языка "Общее значение имен существительных и их употребление в речи" 5 класс

И у самой матери за­родилась надежда: а мо­жет быть в самом деле здесь не похоронная. Она спрятала синий конверт в сундук. Ста­ли ждать. Прошла не­деля, месяц прошел, писем от отца не было. Пришел День Победы. Домой стали возвра­щаться победители. И вот мать, уже не раз подходившая к сун­дуку с намерением открыть его и вскрыть синий конверт, полу­чила письмо, на этот раз в бе­лом конверте, — письмо от му­жа! Он был ранен за два меся­ца до победы. Мать расцелова­ла детей. Это их безграничная любовь к матери и отцу всели­ла в ее душу надежду, и эта надежда сбылась…

Задумаемся над этим собы­тием, матери и отцы! Любовь детей к родителям — это ог­ромная сила духа, которую вкладывает в детскую душу материнская и отцовская муд­рость. Мудрость любви отца и матери к детям, умение любить так, чтобы дети были вам без­гранично преданными — вряд ли есть что-либо другое более сложное, более волнующее и более мудрое в мире челове­ческом. Дети — не только на­ша любовь и надежда. Дети — бессмертие народа.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: