Образ Демона в творчестве М.Ю. Лермонтова
и М.А. Врубеля.
1. Человек и эпоха. Роль поэта в судьбе общества.
Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Видимо, Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени. Кроме того, так ли уж отличается наша эпоха от той, которую отразил поэт?
Исследуя проблему взаимоотношений личности и общества, Лермонтов подчеркивает одиночество человека в толпе. Его лирическому герою тесно в тех рамках, которые создаются в свете. Быть свободным от своего времени нельзя. И это справедливо и для нашей эпохи. Да, у нас больше возможности действовать, но, что делает большинство наших современников, они делают для себя. Люди XX- XXI века стали индивидуалистами, на второй план отходят представления о добре и зле, о чести, о взаимопомощи. Они привыкли к тому, что полагаться в жизни можно лишь на себя, а потому возникает чудовищная разобщенность между людьми. “Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…” Герой романа Лермонтова научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, но сделался при этом, по его же словам, нравственным калекой. Лермонтов анализирует проблему нравственности и приходит к убедительному выводу, что осмысленное противопоставление себя другим людям ведет к тому, что человек перестает ощущать границу, за которой начинается вседозволенность, ведущая к гибели всего, с чем соприкасается тот, кто возомнил себя “сверхчеловеком”. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Правда, герой ощущает свое превосходство над людьми потому, что он способен более глубоко осмыслить все, что происходит вокруг, а в наше время “сверхлюдьми”, которым доступно и позволено все, начинают считать себя грубые и невежественные хамы, которые признают только власть денег. Впрочем, разница эта, очень существенна. Так же, как и во времена Лермонтова, настоящую трагедию переживает сейчас именно личность мыслящая.
Что же ей остается? Один из возможных вариантов — уйти в мир дум, воспоминаний, фантазий. Лирика Лермонтова подсказывает нам путь излечения душ, состоящий в поиске гармонии с природой, с вечным.
2. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Образ Демона, его судьба в поэме.
В течение почти всей своей короткой творческой жизни Лермонтова постоянно обращался к одной поэме «Демон». Ее задумал и начал писать в 1829 году ученик университетского Благородного пансиона. А в 1839 году восьмую редакцию готовил к печати 25 поручик лейб — гвардии гусарского полка.
От одной редакции к другой поэма все больше наполнялась отзвуками лермонтовского времени, которое не обозначено хронологическими вехами. «Демон»- центральное произведение поэта. Нельзя войти в лермонтовский мир не вчитываясь в «Демона». Кто же он — Демон? Возможно, это библейский дьявол? Лермонтовский образ не повторяет ни одного из предшествовавших ему, но соотноситься со многими образами, созданными в разные эпохи, начиная с древности.
Неожиданно для себя я поняла, что не очень отчетливо представляю лексическое значение слова «демон», тем более что у него существует своего рода ряд «синонимов». Пришлось заглянуть в толковый словарь. Перед вами те самые «синонимы».
Дьявол – по религиозным, мифологическим и даже философским суждениям является служителем сатаны, является одним из проявлений Хаоса и Тьмы.
Сатана являл собой полноту мудрости, печать совершенства, и венец красоты и жил в Эдеме среди огнистых камней, однако, возгордившись, был опущен на землю.
Люцифер – одно из обозначений сатаны. Люцифер в переводе с латинского значит «утренняя звезда» или «несущий свет».
Воланд – это князь тьмы, дьявол, сатана, злой дух и повелитель теней.
Демон – это сатана, злой дух.
Философия лермонтовского Демона- вечное выражение демонизма всякой власти- церковной, светской, монархической, республиканской.
Но как бы ни было связано творение Лермонтова с предшествующей «демонической» традицией, оно вполне оригинально — прежде всего, потому, что принадлежит к художественному миру, где все пронизано личностью поэта, все дышит его мироощущением, звучит интонациями его голоса.
Первые же строки поэмы Лермонтова («Демона») поднимают читателей «над грешною землей», вовлекают в поток времени, где века бегут, «как за минутою минута», и открывают тот решающий миг, когда Демону наскучили зло, губительная власть над миром. Когда проснулась надежда на возрождение. Поразительно передано в поэме внутреннее движение — от космической, истинно демонической власти — к земной, истинно человеческой подчиненности, к смирению перед любимой. Не сразу догадываешься, как складывается в поэме это единство космического идеала и нежного, земного трепетного девичьего обаяния. Может быть, здесь многое зависит от первой встречи читателя с Тамарой. Мы видим ее первый раз танцующей и именно так ее видит первый раз сам демон.
Образ Тамары, первоначально возникающий в музыке и ритме танца,- и далее весь в движении, как всегда у Лермонтова. Монастырское томление, лишенное «восторгов чистых», полное тоски, трепета, мучительного счастья страстной и грешной любви. Лишь смерть останавливает это движение, наделяя Тамару иной красотой- красотой мрамора, «лишенной чувства и ума». Поэма становиться для читателей источником суждений, предложений, душевных движений, в которых мысль неотделима от душевных бурь.
Лермонтовский Демон – скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра.
Демон – страдающий герой. Ему тяжко от ощущения бессмысленности бытия, поэтому он мстит обществу, вершит суд над миром.
Очевидно, Демон Лермонтова стал очень близким по духу самому автору, потому он писал его на протяжении всей своей жизни, менял что-то в сюжете, в диалогах героях. В.Г.Белинский сказал о поэме: «это слеза ребенка, отлитая в бронзу».
Новый герой (герой-романтик)- это свободная и мятежная личность, не зависимая ни от Бога, ни от природы, ни от общества. Он одинок, разочарован в окружающей его действительности. Презрение к миру, гордыня и эгоизм губительны для души, обаяние индивидуализма обманчиво, путь отрицания приводит к самоотрицанию, к духовному небытию- таков смысл романтического иносказания М.Ю.Лермонтова. красота и добро напоминают о себе Демону в тот момент, когда он встречает Тамару. Любовь к ней заставляет Демона вспомнить «о прежнем счастье», об утраченной гармонии, которую он знал, живя в согласии с миром и Богом. Чувство же Демона к Тамаре эгоистично. Он любит себя: ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал»
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник»
Душа Тамары еще полна сомнений. В этом она сродни Демону. Однако человек может заслужить прощение от Бога за вольные или невольные ошибки. Демон же обречен на муки страданья. Тамару спасает ангел, смывая зло с души женщины своими слезами.
3. Образ Демона в искусстве.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей (как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой.
М. Ю. Лермонтов
Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».
Демон Врубеля предстает перед нами в облике искусительно -прекрасного героя. В его лице нет ничего демонического: большие темные глаза смотрят на мир с невыразимой печалью и мудростью, губы сложены в горькую усмешку, черные вьющиеся волосы свободно ниспадают на плечи. Демон изображен полуобнаженным, с развитым торсом и мускулистыми руками. Он сидит, обняв колени, и от его уныло-задумчивой фигуры веет какой-то безысходностью.
В «Демоне» нет ни злобы, ни презрения. Создается впечатление, что он весь погружен в свои мысли и осознание его нечеловеческой природы лишь добавляет ему трагизма. Меланхолическое оцепенение Демона столь велико, что он не замечает ни мерцающих самоцветами скал, ни прекрасного заката. Сам М. А. Врубель писал, что отразил на холсте свое видение Демона — «…полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката…».
Изображенный на картине Демон — это символ молодости и силы духа, мужской красоты, человечности и нерастраченных пылких чувств.
Несколькими годами позже Врубель сделал скульптурную голову Демона (рис3) — и это уже совсем другой образ, образ ожесточившегося. Под массивной гривой волос — исступленный лик с выходящими из орбит глазами. Художник отлил эту голову в гипсе и раскрасил, придав ей жуткую «настоящесть».
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем — «здесь человек сгорел». Фигура поверженного демона распластана в горном ущелье. Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно-хрупкое существо. Поверженный демон со скованными руками лежит павший среди огромных павлиньих крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор.
«Демон в келье Тамары», (рис5) настолько они полны экспрессии и прекрасны как произведения графического искусства. Не знаешь, какому из трех вариантов отдать предпочтение. Первый — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно» — Демон нашептывает Тамаре искусительные речи, она в смятении закрывает лицо. Обе фигуры — на фоне великолепного узора восточных ковров. Второй лист — Тамара с доверием и мольбой обращается тронувшему ее сердце: «Клянися мне… от злых стяжаний отречься ныне дай обед». За окном волшебная звездная ночь, одна большая звезда сияет ярче, ближе других. Демон смотрит на девушку с нежностью.
4. Современное восприятие образа Демона в контексте понятия добра и зла.
Первые строки поэмы Лермонтова «Демон» заставляют читателя верить в то, что в каждом есть частичка добра, что в каждом может проснуться надежда на возрождение. На протяжении всей поэмы Бог и Демон словно ведут борьбу между собой так же, как и добро и зло. Но побежденных и проигравших в этой борьбе не может быть, ведь добро не может существовать без зла, как и зло без добра. Ювенал говорил: «Ни один злой человек не может быть счастлив». Если только этот человек не хочет измениться в лучшую сторону для себя, и для мира в целом. Лермонтов изобразил отрешенного от мира Демона, который не знает, что такое любовь и дружба. А без этих чувств трудно жить, особенно если ты одинок. Лермонтовского Демона постигла именно эта участь — одиночество. И именно это самое страшное наказание для человека и всего живого в этом мире. В прошлом Демон жил в согласии с миром, Богом, и «святыня красоты и добра» напоминает о себе в образе Тамары, которую встречает Демон. Чувство Демона к Тамаре эгоистично. Ему нужно вернуть утраченную с миром связь.
«Увы! Злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник».
Она же была последней надеждой на спасение его души.
« И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты».
Еще Белинский отмечал характерную черту поэзии Лермонтова: «в ней (поэзии) неизменно присутствуют вопросы о судьбе и правах человеческой личности. Этот подлинно романтический и одновременно гуманистический пафос поэзии Лермонтова коренился в напряженных духовных исканиях поэта, которого никогда не переставали волновать основные вопросы, касающиеся человеческого бытия: о смысле и цели…» и ведь на самом деле в каждом произведении Лермонтов изливает свою душу.
5. Заключение
Поэма «Демон» дышит духом тех лет, когда она была создана. В ней воплотилось всё то, чем жили, о чём думали, чем мучились лучшие люди времени Лермонтова. Она заключает в себе и противоречие этой эпохи. Передовые люди 30-х годов прошлого века страстно искали истину. Они резко критиковали окружающую самодержавно-крепостническую действительность, с её рабством, жестокостью, деспотизмом. Но они не знали, где найти правду. Затерянные в царстве зла, они бессильно бились и протестовали, но не видели пути в мир справедливости и чувствовали себя бесконечно одинокими
6. Библиография.
Лермонтов М.Ю. Избранное: Государственное издательство художественной литературы: М., 1953 – 352 с.
Лермонтов М.Ю. Поэмы. Классика для школы: Издательство «Стрекоза – Пресс»: М., 2003 – 70 с.
Лермонтов М.Ю. Картины – акварели – рисунки: Издательство «Изобразительное искусство»: М., 1980 – 247 с.
Лермонтов М.Ю. Избранное: Издательство «Правда»: М., 1982 – 120 с.
Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов: Научно – практический центр «Мегатрон»: М., 2000 – 937 с.
Ожегов С.И и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание Российской Академии наук, Института русского языка им. В.В.Виноградова: М., 2000 – 937 с.
Русская литература XIX века: Издательство «Дрофа»: ОАО «Московские учебники»: М., 2008 – 300 с.
Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения: Фолио – пресс: Издательство Российской Академии наук, Института лингвистических исследований: Санкт – Петербург, 2002 – 700 с.
Приложение
Рис 1. Демон сидящий. Эскиз. 1890. Б., акв., белила, граф. Кар. 13,2х27. ГТГ
|
Рис 1 Демон сидящий |