Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №44 «Золушка»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Конспект урока литературы на тему
«Пересказ сказки В.Сутеева «Три котенка»
подготовила
воспитатель Хатыпова
Гульшат Мударисовна
Набережные Челны 2013
Цель:
Закрепить навык пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.
Формировать навык речевого самоконтроля.
Развивать речеслуховую память, активизировать мыслительную деятельность.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Письмо от Незнайки.
Предметные картинки: три котенка, мышь, лягушка, рыбка, мнемотаблица
Сказка В.Сутеева «Три котенка».
Раздаточный материал:
Серии предметных картинок к сказке (на каждого ребенка).
По 2 сюжетные картинки из других сказок
(Дети вместе с воспитателем подходят к почтовому ящику и находят там письмо от Незнайки).
Воспитатель: «Ребята, Незнайка собрался в школу. Он сочинил сказку и прислал её нам. Послушайте сказку и попробуйте понять, о ком пишет Незнайка».
1. Чтение текста в деформированном варианте (пропуск слова котята).
Три …: черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, … за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых … .
Три белых … увидели во дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу, … за ней. Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три черных … .
Три черных … увидели в пруду рыбку и бросились за ней. Рыбка уплыла, а из воды вынырнули три мокрых … .
Три мокрых … пошли домой. По дороге они обсохли и стали такими, как были: черный, серый и белый.
2. Беседа по содержанию рассказа.
Воспитатель: «О ком написал рассказ Незнайка?».
Дети: «Незнайка написал рассказ о котятах».
Воспитатель: «Как вы догадались?».
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: «Какое слово пропустил Незнайка?
Дети: «Незнайка пропустил слово котята».
(Воспитатель выставляет на мольберт картинки с изображением трех котят).
Воспитатель: «Чем отличаются котята?».
Дети: «Котята отличаются цветом. У них хвостики торчат в разные стороны».
Воспитатель: «За кем бегали котята?».
Дети: «Котята бегали за мышкой (лягушкой, рыбкой)».
(Воспитатель выставляет мышку, лягушку и рыбку).
Воспитатель: «Как изменились котята? Почему они стали белыми?».
Дети: «Котята стали белыми, потому что прыгнули в банку с мукой».
Воспитатель: «Почему котята стали черными?».
Дети: «Котята стали черными, потому что прыгнули в старую самоварную трубу и испачкались».
Воспитатель: «Почему котята стали мокрыми?».
Дети: «Котята стали мокрыми, потому что гонялись за рыбкой и прыгнули в пруд».
Воспитатель: «Почему котята не догнали мышку, лягушку, рыбку?».
Дети: «Потому что они еще маленькие, им не хватило ловкости».
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь
4. Повторное чтение текста по частям с усложнением. ( Воспитатель читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)
Воспитатель: «Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, все ли правильно я прочитала».
«Три медвежонка – черный, серый и белый увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой, медвежата за ней. Мышь убежала, а из банки вылезли три белых медвежонка».
Дети: «Не три медвежонка, а три котенка».
Воспитатель:
«Три белых котенка увидели во дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в кадушку – котята за ней. Лягушка ускакала, а из кадушки вылезли три черных котенка».
Дети: «Лягушка прыгнула не в кадушку, а в старую самоварную трубу».
Воспитатель:
«Три черных котенка увидели в пруду рыбку и бросились за ней. Рыбка попалась на крючок. А из воды вынырнули три мокрых котенка».
Дети: «Рыбка не попалась на крючок, она уплыла».
Воспитатель:
«Три мокрых котенка пошли домой. По дороге они вымокли и стали как были: черный, серый и белый».
Дети: «По дороге котята не вымокли, а обсохли».
Физминутка для глаз. (Выполнять действия в соответствии со словами)
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Работа с серией сюжетных картинок.
( Воспитатель раздает каждому ребенку серию сюжетных картинок к сказке. Среди них есть картинки, которые не подходят к данной серии).
Воспитатель: «Посмотрите на свои картинки. Все ли картинки подходят к нашей сказке?».
Дети: «В сказке не было петуха и свиньи. Эти картинки лишние».
Воспитатель: «Уберите лишние картинки. За кем бегали котята сначала?».
Дети: «Котята бегали за мышкой».
Воспитатель: «Отберите картинки «Котята и мышка». Разложите их по порядку.
(Дети раскладывают картинки «Котята и мышка» в определенной логической последовательности).
Воспитатель: «За кем дальше гонялись котята?
Дети: «Котята гонялись за лягушкой».
Отберите картинки «Котята и лягушка» и разложите их по порядку».
(Дети раскладывают картинки «Котята и лягушка» в определенной логической последовательности).
Воспитатель: «Отберите картинки «Котята и рыбка» и разложите их по порядку».
(Дети раскладывают картинки «Котята и рыбка» в определенной логической последовательности).
7. Пересказы детей.
а) пересказ по цепочке с опорой на полную серию предметных картинок: «Котята и мышь», «Котята и лягушка», «Котята и рыбка».
б) пересказ с опорой на мнемосхему (для сильных детей)
Воспитатель: «Чем мы сегодня занимались на занятии?».
Дети: «Мы пересказывали историю про котят».
Воспитатель: «Какие приключения с ними произошли?». (Ответы детей)
Воспитатель: «Котятам очень понравилось, как вы работали на занятии. Они приготовили вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям».
Список использованной литературы
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», «Просвещение» Москва,1984
В.В. Гербова «Учусь говорить», «Просвещение» Москва,1999
А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», «Просвещение» Москва,1974