Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №26 г. Вологда
Конспект урока литературы на тему «В гости к Чиполлино»
Подготовила и провела:
учитель-логопед высшей категории
Урюпина Елена Александровна
г.Вологда
2010
Программное содержание:
Активизировать словарь по теме «Овощи. Фрукты».
Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, в ед. ч., в Им.п.; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (чик, очк ).
Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
Развивать связную речь (описательные загадки).
Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, графо-моторных навыков, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, развивать тактильную чувствительность.
Развивать познавательные процессы.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: письмо от Чиполлино с картой маршрута, муляжи овощей: морковь, огурец; сюжетная картина «Фруктовый сад», игрушка Чиполлино, «Волшебный мешочек» с натуральными овощами и фруктами (яблоко, груша, лимон, апельсин, морковь, огурец, лук, картофель); картинно-графический план-схема, шапочки-маски: огурец, груша, помидор, яблоко; заготовки для Ди «Зоркий глаз», «Что где растёт», заготовки для графического диктанта, карандаши, ширма, аудиозапись песни про Чиполлино.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы.
Логопед: Ребята, нам пришло письмо. От кого оно?
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик –луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся ….
Дети: Чиполлино.
Логопед: Письмо от Чиполлино.
Открываю конверт.
« Ребята! Приглашаю вас в гости. В письме карта маршрута. Жду с нетерпеньем. Чиполлино»
Карту на магниты на доску.
1. Логопед: Отправляемся в путешествие. Поедем на машине.
Пальчиковая гимнастика.
Би-би-би – гудит машина Сжимают, разжимают кулачки .
Тук-тук-тук Стучат кулачком о кулачок.
Мотор стучит.
Едем, едем, едем, едем — Ритмично потопывают
Он так громко говорит. ногами.
Шины трутся о дорогу, Потирают ладони.
Шу-шу-шу – они шуршат.
Быстро крутятся колёса Делают «вертушку» руками.
Та-та-та – вперёд спешат.
Логопед: Вот мы и в сказочной стране.
Узнаем, кто живёт в первом домике.
2. Ди» Доскажи словечко»
Логопед: Есть загадка про девицу-
Ту, что спряталась в темницу.
Косу, высунувши ловко,
А девица та….
Дети: Морковка.
Из-за ширмы появляется морковка.
Морковь: Здравствуйте, ребята! Я полезная, сладкая морковь. Овощи и фрукты мои друзья. Расскажите, какие они?
3. Ди « Какой? Какая? Какое?»
Морковь: Лида, яблоко какое? (Яблоко круглое, красное, сочное, полезное).
Огурец (зелёный, овальный, хрустящий).
Тыква (большая, круглая, оранжевая, полезная, вкусная).
Помидор (круглый, красный, сочный).
Груша (жёлтая, душистая, сладкая, сочная, вкусная).
Картофель (коричневый, овальный, круглый, шершавый, полезный, вкусный).
Апельсин (оранжевый, круглый, яркий, душистый, сладкий, вкусный, ароматный).
Лимон (жёлтый, овальный, кислый).
Морковь: Молодцы, ребята! А теперь назовём их ласково.
4. Ди «Назови ласково»
Морковь: Кирилл, морковь большая, а маленькая ….(морковка).
Огурец (огурчик), яблоко (яблочко), помидор (помидорчик), лимон (лимончик), апельсин (апельсинчик), репа (репка), тыква (тыквочка, тыковка).
Логопед: До свидания, морковь, мы отправляемся дальше.
5. Графический диктант.
Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.
Мы пришли в гости в огуречный домик. ( У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).
Из-за ширмы появляется огурец.
Огурец: Здравствуйте, ребята.
Дети здороваются.
Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.
Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и тп. )
6. Ди « Да-нетка».
Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).
Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).
Ставлю «огурец» за «грушу».
Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).
Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.
7. Ди «Зоркий глаз» (раздаю детям листы с заданием).
Логопед: На листе изображены овощи. Внимательно посмотрите и назовите их.
Например, Я вижу огурец.
Огурец: Спасибо ребята, что научили меня таким интересным играм. До свидания!
Дети прощаются с огурчиком.
Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.
8. Развитие общей моторики.
В огород пойдем, Дети шагают на месте
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. Делают руками перед собой круг
Щавеля нарвем немножко «Рвут»
И пройдёмся по дорожке. Шагают на месте.
Дети садятся за столы.
Логопед: А вот и фруктовый сад.
На мольберте сюжетная картина «Фруктовый сад».
Логопед: какие фрукты вы знаете? (Я знаю яблоко. И т.п.)
Логопед: Слава, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок, варенье, компот).
Логопед: Расскажите, как варить компот. Приготовили пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика:
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого
Отожмём лимонный сок, пальца,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. опять» варят» и «мешают»).
Логопед: Мы положили в компот какие фрукты? (Мы положили в компот яблоки, груши, сливы, лимон).
Логопед: Мы вспомнили, где растут овощи и фрукты.
Возьмите карандаш.
10.Ди « Что где растёт?»
Логопед: Проведите линии от овощей к грядке, а от фруктов к дереву.
Дети выполняют задание.
Логопед: Перечислите и проверьте, что растёт на грядке? ( Лук, помидор и морковь растут на грядке).
Что растёт на дереве? (Лимон, яблоко и груша растут на дереве).
Логопед: Наше путешествие продолжается.
Обращаю внимание детей на картинно-графический план-схему.
Логопед: В этом доме живёт фрукт. Узнайте, какой?
11. Описательные загадки.
Яблоко.
Оно красное, круглое, сладкое и твёрдое. Растёт на дереве. Из него можно приготовить варенье, компот, пюре, сок.
Дети: Это яблоко.
Логопед: Правильно, это яблоко.
Юра загадает загадку.
Юра: Это фрукт. Он жёлтый, овальный, кислый, твёрдый. Растёт на дереве. Из него можно приготовить сок, можно добавить в чай.
Дети: Это лимон.
Логопед: Молодцы, ребята!
Мы встретили много овощей и фруктов за время нашего путешествия. Но где же Чипполино?
Включаю песню Чиполлино.
Из-за ширмы появляется Чиполлино.
Чиполлино: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
12. Ди «Чудесный мешочек»
Чиполлино: Я знаю, что вы были в гостях у моих друзей. Перечислите их.
(Мы были в гостях у огурца. И т.п.)
Поиграйте и со мной!
У меня есть чудесный мешочек. Вам надо опустить руку в мешочек, взять предмет и определить на ощупь что это. Посмотрите, как я это сделаю: опускаю руку – это яблоко. Яблоко — это фрукт. Оно растёт на дереве.
Чиполлино подходит к детям с чудесным мешочком. Дети выполняют задание. Чиполлино хвалит ребёнка и берёт овощ или фрукт, кладёт на стол к ширме.
Чиполлино: Хорошо мы поиграли!
Я хочу вас угостить!
Логопед: Чиполлино. Пойдём к нам в гости!
Ребята вставайте.
Мы шагаем в детский сад.
Там игрушки
Ожидают всех ребят.
Список использованной литературы:
1.Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
2. Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004