Конспект урока литературы по теме «Анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» 7 класс












Конспект урока по литературе в 7 классе


Иванова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Среднее Аверкино
Похвистневского района Самарской области


Тема урока: «Анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».




















Тема урока: «Анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».


Цели урока:

  • образовательная: углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, его поэтическом восприятии мира природы, обучать целостному анализу поэтического текста;

  • развивающая: развивать творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира, умение соотносить произведения разных видов искусства; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • воспитывающая: обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к Родине.


Оборудование: тексты стихотворений, плакат «Тропы поэтической речи», портреты поэта 1837 года художника П.Заболотского, иллюстрации из альбома «М.Ю.Лермонтов», аудиозапись «Антология российской литературы» №4, романс Н.Римского-Корсакова в исполнении Е.Смольяниновой.


Что такое мысль в поэзии?

Это не рассуждение, не описание,

(…)- это восторг, радость, грусть, тоска, отчаяние, вопль!

В.Г.Белинский


Словарь урока:

романтизм – в искусстве и литературе художественный метод в творчестве многих художников, состоящий в стремлении противопоставить неудовлетворяющей их действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые мечтой художника;

лирический образ (герой) — условный образ человека в лирике, часто близкий к самому автору, но не тождественный ему, выражающий не только личные переживания поэта. но и, как всякий образ, содержащий в себе обобщение;

композиция – построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий;

катрен – один из самых распространённых видов стихотворной строфы с перекрёстной, охватной или смежной рифмой.


Актуализация изученного. Составьте кластер «Роды литературы. Жанры лирики».




эпос лирика драма





ода лирика элегия эпиграмма сонет послание эпиграмма…


(На этом этапе формируются общеучебные УУД – извлечение необходимой информации).

Формулирование темы и цели урока учащимися (Формируются регулятивные УУД- целеполагание, прогнозирование).

Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником.


Работа с текстом стихотворения

История создания стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива». Краткое сообщение ученика (Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, соблюдение норм построения текста).

Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. На клочках бумаги, в которые заворачивали хлеб, когда приносили обед, Лермонтов написал несколько стихотворений: «Сосед», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива».

В мрачной тюремной камере, было написано такое светлое стихотворение, словно поэт забыл, где он находится, и мысленно перенёсся в Тарханы Пензенской губернии, где не раз видел такие прелестные картины природы.

Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию.

Рассматривание иллюстраций с видами Тархан и его окрестностей.

Прослушивание стихотворения в исполнении народного артиста России В.Езепова

Работа в группах

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение? Аргументируйте свой ответ.

  • Определите жанр, тему стихотворения. Докажите.

  • Какие образы стихотворения предстают перед нами? Назовите их.

  • Какие времена года и время суток смешал поэт? Почему?

  • Как бы вы сформулировали идею произведения? Что автор выразил своим стихотворением?

Примерный ответ группы. Это элегия – стихотворение-раздумье, размышление о красоте природы; описание печального, задумчивого или мечтательного настроения. Близко оно и к думе (мысль, размышление). Основными его образами являются нива, лес, малиновая слива, ландыш, студёный ключ, но они не составляют целостного пейзажа. Поэт смешал в этом произведении различные времена года и разное время суток: «желтеющая нива», «малиновая слива» — осень; «ландыш» — весна, «румяным вечером иль утра в час златой». Возможно, это исходит из идеи произведения. В нём высказана глубоко пережитая мысль о просветляющем действии природы на человека. Выбирая самые яркие, поэтические картины природы («свежий лес», «сладостная тень», «душистая роса», «ландыш серебристый»), поэт явно склоняется здесь к романтизму, художественному методу, что является характерным для его ранней лирики.

Герой лермонтовской лирики стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук.

«Когда волнуется желтеющая нива» — это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции стихотворения?

  • Когда в нём появляется лирический герой?

  • Определите строфику произведения и количество строф?

  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?




Примерный ответ группы.

Поскольку стихотворение относится к пейзажно-символической лирике, в нём нет образа лирического героя или автора. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя, хотя сам лирический герой появляется только в последней строфе.

Стихотворение написано катренами – четырёхстрочными строфами. В них чередуются перекрёстные рифмы в первых трёх строфах и опоясывающая в последней. Строфы стихотворения связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой.

В I строфе природа воссоздаётся глазами восхищённого поэта, но существует она как бы сама по себе, независимо от человека («прячется малиновая слива»). Во II строфе природа уже откликается на чувство человека («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»). В III строфе человек растворяется в мире природы («И, погружая мысль в какой-то смутный сон…») И только в последней строфе раскрывается внутренний мир лирического героя. Здесь гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Прочитаем ещё раз слова В.Белинского. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит природу во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину природы? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

  • В чём своеобразие лексики стихотворения?

  • В чём особенность синтаксической конструкции в стихотворении? Из скольких предложений оно состоит?

Примерный ответ группы.

Тропы поэтической речи

в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Тропы поэтической речи

Примеры

Эпитеты

Желтеющая нива, малиновая слива, серебристый ландыш

Метафоры

Свежий лес, под тенью сладостной, румяным вечером, росой душистой

Олицетворение

Нива волнуется, слива прячется, ландыш приветливо кивает головой, студёный ключ лепечет


Поэт создаёт ещё ощущение торжественности с помощью слов высокого стиля (старославянизмы)- златой, челе. Если заменить их словами современной лексики (золотой лоб), утрачивается торжественность стиха. Все три первые строфы составляют одну часть сложноподчинённого предложения с придаточными времени. А четвёртая строфа – его вторую часть, главную. Придаточные времени позволяют расширить временное пространство стихотворения, усилить значение смены времён года в природе, подчеркнуть их своеобразие, неповторимость. А наличие четырёх главных предложений подчёркивает глубину переживаний лирического героя (его образ появляется лишь в последней строфе) и ту умиротворённость, то счастье, что открывается ему в общении с природой, итогом которого является видение Бога в небесах, что означает достижение высшей гармонии.

Коллективная работа.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

— Какое настроение оно вызывает?

— Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

— Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация стихотворения. Как, по-вашему, следует его читать?

Мелодическая волна постепенно растёт и ширится. Причём она едина благодаря синтаксической конструкции стихотворения, в результате чего стихотворение неделимо, его восприятие едино, как восприятие сложной музыкальной фразы. Для его звучания характерно восходяще-нисходящее движение. Мелодическая волна сначала набегает, а потом откатывается:

И свежий лес шумит (восходящая интонация)

При звуке ветерка.

Следующая волна захватывает уже два стиха:

И прячется в саду малиновая слива (восходящая интонация)

Под тенью сладостной зелёного листка (нисходящая интонация)

Вся 2 строфа – один мелодический комплекс с кульминацией в конце третьего стиха.

В 3 строфе мелодическое движение достигает вершины, а в 4 – наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение). Таким образом, интонация перечисления позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой строфе слов. Для первых трёх строф характерна интонация восторженности. При чтении последней строфы звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией. Восторженные нотки, рисующие картины природы, сменяются спокойными, торжественными.

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание романса Н.Римского-Корсакова в исполнении Е.Смоляниновой.

— Что нового открылось вам в стихотворении благодаря музыке?


Рефлексия по методике незаконченных предложений (формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…

повторил…

учился…

понял…

задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…


Дифференцированное домашнее задание:

  • прочитать стихотворение И.Бунина «За всё тебя, Господь, благодарю!» и ответить на вопрос, какие чувства, мысли, образы роднят это стихотворение с лермонтовской поэзией;

  • создать презентацию к лермонтовскому стихотворению;

  • выучить наизусть стихотворение.




Литература

1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2002

2. «Антология российской литературы» №4, аудиозапись

3. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2009

.4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997

5. Шагалов А.А. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1976



8


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Не бывает совсем не пострадавших от войны" (По рассказу Б.Екимова «Под высоким крестом») 8-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: