Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5 г. Петровска Саратовской области»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Курносова Елена Александровна
г. Петровск, 2013
«Один маленький — маленький мальчик первый раз пришел в школу. Это была обыкновенная школа, но ему она казалась очаровательным дворцом Света и Знаний. Его встретил учитель, который показался Волшебником, умеющим все на свете. На уроке мальчику велели нарисовать цветок, и он старательно и трепетно выводил разноцветные лепестки на фоне торжественно голубого неба. Но подошел учитель и поправил его: цветок должен быть красного цвета, с четырьмя лепестками на тоненьком стебельке. И показал работы других учеников. Прошел год. Мальчик пошел в другую школу. И уже другой учитель попросил нарисовать все, что мальчик пожелает. Но ребенок сидел и смотрел на белый лист бумаги. «Почему ты не рисуешь?» — спросил учитель.
— Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены учителем? (Ответы)
И поэтому развитие современного образования требует внедрения технологий, которые способны культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя. Необходимо создать условия для выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе различных педагогических технологий как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. И поэтому сегодня стали актуальны такие технологии как проектная технология, технология личностно ориентированного обучения, технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология развивающего обучения, технология исследовательских методов обучения. Эти технологии применимы ко всем предметам, и поэтому понятно, почему нашли место в новых стандартах.
Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В работе академика К. Селевко (руководитель Центра развития и саморазвития личности МАНПО) их описано свыше 50.
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии.
Моя цель – не просто познакомить вас с технологией французских мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка, а показать, что данная технология применима на уроках ФГОС, заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует
Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
· Равенство всех участников, включая мастера;
· Все способны к творчеству;
· Создание личностной мотивации;
· Отсутствие оценки, соперничества;
· Чередование индивидуальной и коллективной работы;
· Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
· Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Выделяют этапы мастерской
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности»
Формирование информационного запроса(выстраивание новых проблем)
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы» Групповая или индивидуальная работа
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
А сейчас мы вместе с Вами попробуем смоделировать урок по технологии «Французская мастерская» на примере маленького рассказа.
Индуктор. Хорошим мотивационным началом являются изображения, фотографии, притчи, которые способны подтолкнуть к работе и принятию правильных решений. Я предлагаю Вам посмотреть мультфильм.
Лучшая мотивация всегда приходит изнутри! — Майкл Джонсон
2. Самоинструкция.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер — классе?
С чего предлагаете начать?
Главный наш постулат: каждое произведение — это загадка. Оно должно удивлять, вызывать вопросы.
Социоконструкция
Я предлагаю Вам познакомиться с рассказом, который имеет очень красивое название.
В основе — имя главного героя произведения «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; «Рудин» И. С. Тургенева
В основе — художественная деталь, характеризующая главного героя произведения «Шинель» Н. В. Гоголя
Название — пословица, отражающая суть конфликта произведения «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островский
В основе — характеристика героя, типичная черта персонажа»Идиот» Ф. М. Достоевского; «Толстый и тонкий» А. П. Чехова
О чем, по вашему мнению, говорит название текста? Что лежит в основе данного названия?
Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения.
Социализация
Прослушайте текст «Утенок».
По ходу чтения выпишите из отрывка текста ключевые слова, слова, которые вас поразили, удивили. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию…
(Мама, домик, душа, ладони)
Изменилось ли Ваше восприятие после прочтения текста?
Выберите любое из записанных слов. Подберите к нему слова – ассоциации по смыслу, по звучанию. Прочитайте эти слова в паре. Допишите, что понравилось, что привлекло внимание. Теперь обменяйтесь с соседом листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты). Эти ряды слов — выведение своего «я» «на люди».
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.
Когда мы читаем книги, мы запоминаем не только сюжет самого произведения, но и те глубокие и потрясающие нас своим смыслом фразы, а также стараемся ответить на волнующие нас вопросы.
Обсудите в парах и запишите, какие вопросы к рассказу требуют обдумывания. Выпишите самые спорные и интересующие Вас вопросы. Как вы можете их объяснить?
— Почему не мама, а курица?
— Почему утиных яиц подложили, а утенок один?
— Почему домик в виде перевернутой корзины? И др.
Посмотрите, какой маленький рассказ по объему, но какие глобальные проблемы он ставит
Новая информация и ее обработка
А каким человеком представляется вам автор данного рассказа? Почему?
Александр Исаевич Солженицын — замечательный русский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, его творчество известно во всем мире. Судьба необыкновенна, захватывающа и драматична, как книга.
Родился в 1918 году, а ушел из жизни в 2008 году в возрасте почти девяноста лет. Солженицыну было отпущено столько испытаний, что хватило бы на несколько человеческих судеб. До Великой Отечественной войны он был учителем, преподавал в школе математику и физику. На фронте был офицером-артиллеристом, за боевые заслуги награжден двумя орденами. В 1944 году был арестован — в письмах другу критически отзывался о власти Сталина. Его лишили свободы, и восемь лет Солженицын провел в неволе в сталинских лагерях. После освобождения из лагеря он был отправлен в ссылку, где у него обнаружилась смертельная болезнь, рак. Но сила духа Александра Исаевича была столь велика, что произошло чудо — он излечился.
В последующие годы он продолжал преподавать, но одновременно писал книги, рассказывающие правду о том, что пришлось пережить не только ему, но многим русским людям, которые подвергались аресту, ссылались, уничтожались за то, что хотели быть свободными. В 1974 году в возрасте 56 лет Солженицын был выслан из страны. Так власти расправились с бесстрашным писателем. «Жить по правде, а не по лжи» — вот нравственный девиз Солженицына. Он поселился в Америке в штате Вермонт. В 1975 году Александр Исаевич получил Нобелевскую премию за гражданское мужество и вклад в литературу. В 2004 году Солженицын вернулся в Россию. Закончилась тридцатилетняя разлука с родиной.
Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы
Участникам мастер – класса предлагается предложить свой вариант текста. Чем бы мог закончится предлагаемый текст?
Не бойтесь пробовать, иначе вы никогда не узнаете того, что смогли бы сделать
Получив начало текста, придумав свое продолжение, прослушайте, как закончен рассказ.(Чтение последнего абзаца)
Рефлексия. Проводится устно.
-Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…Было легко…Я удивился…Какое открытие сделал…
Я узнал…
Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик? (Ответы)
«Почему ты не рисуешь?» — спросил учитель. И мальчик заглянул в рисунки других учеников: там были роскошные дворцы и прекрасные принцессы, смелые рыцари и чудесные леса, удивительные птицы порхали среди праздничных цветов. Мальчик вздохнул и, обмакнув кисть в краску, вывел четыре красных лепестка на тоненьком стебелёчке».
Один из основополагающих законов знаменитого Римского права — «Suum cuigue” (Каждому — свое) — уже в далекой древности дал миру установку на индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому вся моя работа нацелена на то, чтобы предоставить ученику возможность самостоятельно открывать новые знания, потому что, как сказал Сократ: «Человек не может научиться играть на флейте, не приставив её к губам».
Как все эти этапы связаны с уроком ФГОС, какие УУД формируют? Давайте попробуем разобраться
Работа с таблицей.
Педагогическая мастерская — это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях благоприятную атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
Проведение уроков — мастерских способствует расширению кругозора школьников, обогащению их представлений о мире, человеке, литературе, формированию общекультурной эрудиции.
Список использованной литературы
1.Окунев А. А. Как учить не уча.- СПб: Питер Пресс, 1996г.
2.Ревтович Е.А. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы. СПб: Питер Пресс, 1996г
3. Соколова Э.С. Педагогические мастерские Франция—Россия— М.: Новая школа, 1997 г.
4. Солженицын А.И. Крохотки. – М. 2003 г.