МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школы
КОНСПЕКТ
УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ для 11 класса
ПО ТЕМЕ:
«Жизнь и творчество
А. Ахматовой»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Зябкина Елена Петровна
2014 г.
Цели урока:
1) познакомить учащихся с материалом о жизни и творчестве А.А.Ахматовой;
2) рассмотреть основные темы поэзии А.А.Ахматовой;
3) помочь учащимся сформулировать особенности поэтики А.А.Ахматовой;
4) способствовать развитию общеучебных и специальных навыков: выразительного чтения и анализа художественных произведений, связной монологической речи;
5) продолжить работу по воспитанию любви к художественному слову.
«Будем же ценить поэта Ахматову
за неповторимость её прекрасных стихов, потому что она,
произнося их, тратит слишком много для нас,
и будем неистощимы к ней в своей признательности».
А.Платонов.
Ход урока:
Слово учителя:
Я рада сообщить Вам, что на сегодняшнем уроке нам предоставится замечательная возможность познакомиться с материалами о жизни великой поэтессы А.А.Ахматовой и ещё раз прикоснуться к тайнам её творчества. Первыми перед нами выступят искусствоведы. Они подготовили ответы на вопросы о жизни поэтессы и её литературном наследии:
II. Задание для «искусствоведов».
Что вы знаете о семье Анны Ахматовой?
Какое образование она получила?
Что способствовало (помогло) расцвету её таланта?
Выдающийся современник поэтессы, Игорь Северянин, написал о ней замечательное стихотворение «Ахматова».
Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки,
Удел – до святости непоправим.
Он, Найденный, как сердцем ни зови,
Не будет с ней в своей гордыне кроткий
И гордый в кротости, уплывший в лодке
Рекой из собственной её крови.
Уж вечер. Белая взлетает стая
У белых стен скорбит она, простая.
Кровь капает, как розы, изо рта.
Уже осталось крови в ней немного,
Но ей не жаль её во имя Бога;
Ведь розы крови – розы для креста.
III. Сообщения учащихся.
1 ученик.
Анна Ахматова (её настоящая фамилия Горенко) родилась в Одессе, но на втором году жизни с родителями переехала в Царское Село, пригород Петербурга. Среди зелени парков прошло её детство. Летние месяцы семья проводила на юге, там девочка полюбила море – не только любовалась им, но далеко и отважно плавала. Юная Аня Горенко вообще была смелой и ловкой и мало походила на чинных барышень тех времён. Стихи Анна Ахматова начала писать очень рано, в 11 лет. (Отец не одобрял это её увлечение, и, когда ей исполнилось 17 лет, Андрей Антонович Горенко однажды сказал дочери: «Не срами моё имя». Анна решила изменить фамилию – она стала Ахматовой. По материнской линии фамилия происходила от предка – хана Ахмата.) Любимыми поэтами в те годы были Державин и Некрасов.
2 ученик.
В 1912 году была опубликована первая книга стихов Анны Ахматовой, она называлась «Вечер», два года спустя – вторая, «Чётки». Обе книги были восторженно встречены читателями и критикой.
Ранние стихи Ахматовой были о любви, о радости встреч и горести расставаний, о несбывшихся надеждах. Ахматова открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но горевала о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало стихам особую силу и обаяние. Ахматова была лириком, а это значит, что каждое событие, независимо от его масштаба, она пропускала сквозь призму своей души.
На первый взгляд она всегда или почти всегда говорила о себе, но большой поэт и в творчестве принадлежит своей стране и своей эпохе. Война, блокада, эвакуация, трагедия незаконных репрессий, победа над врагом — все это живет в поэзии Анны Ахматовой. Живет, не старея, не тускнея, ибо она была замечательным мастером русского стиха, продолжателем пушкинской линии в нашей литературе. Пушкина Ахматова не только читала, но и изучала: ее перу принадлежит немало работ о великом поэте. Много сил и таланта она отдала переводам на русский язык европейской и азиатской поэзии. А ее собственные стихи переведены на многие языки народов мира. Оксфордский университет в Англии удостоил ее звания почетного доктора, в Италии ей была присуждена международная литературная премия.
3 ученик.
Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года. Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство человеческого достоинства ни разу не изменили ей.
В последний год жизни она так говорила о себе в своих стихах: «Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный
Словно синее стекло;
Сухо пахнут иммортели
В разметавшейся косе.
На стволе корявой ели
Муравьиное шоссе.
Пруд лениво серебрится,
Жизнь по-новому легка…
Кто сегодня мне приснится
В пестрой сетке гамака?
IV. Задание для «литературоведов».
— Что представляет собой поэзия Анны Ахматовой?
— Что вы знаете об отношениях Анны Ахматовой с поэтами ее времени?
— Была ли счастлива Анна Андреевна?
1 ученик.
В XX веке, в эпоху революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская поэзия» — поэзия Анны Ахматовой. Впервые женщина обрела поэтический голос такой силы. Женская эмансипация заявила себя и поэтическим равноправием. «Я научила женщин говорить…», — заметила Ахматова в одной эпиграмме.
Анна Андреевна «вылила в искусство» сложную историю русского женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам так светло?
Образ героини ахматовской лирики не всегда можно свести к одному лицу. Это носитель бесконечного множества биографий и судеб.
Мне с Морозовой класть поклоны,
С падчерицей Ирода плясать,
С дымом улетать с Костра Дидоны,
Чтобы с Жанной на костер опять.
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Ахматова действительно могла адресовать свои стихотворения и озаглавить, как одно их них: «Многим»: «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица».
2 ученик.
Стихи Ахматовой имеют большую обобщающающую силу. Стихотворение может начаться как простая песенка:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
А закончиться оно глубокой мудростью:
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой
Надо мною только небо,
А со мною голос твой. к небу.
Осип Мандельштам писал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романса девятнадцатого века».
Любовь в стихах Ахматовой не только любовь — счастье, тем более благополучие. Часто это — страдание, мучения души. Образ страдающей, больной любви у ранней Ахматовой был образом больного времени и образом больного мира. Стихи Ахматовой часто грустны, они несут с собой стихию любви-жалости.
О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем.
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
Это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви — жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными.
3 ученик.
В самых первых стихах Ахматова выразила еще одну любовь — к родной земле, к Родине, к России.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Любовь к Родине у Ахматовой неотделима от жизни и поэзии. Нет её — ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже Великой Отечественной:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
В «военных» стихах ее поражает удивительная цельность, отсутствие тени сомнения, неуверенности.
Но жизнь беспощадна… Конец 40-х годов для Ахматовой стал итогом «планомерной и продуманной» травли, начавшейся в 20-х годах. После вынужденной, долгой, с 1924 по 1939 г., безгласности Ахматова считала всё происходившее очередным испытанием. Об этом она писала так: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».
В 1964 г. в Париже Борис Зайцев, патриарх русского литературного Зарубежья, знавший Ахматову еще в «русском» 1913 г., обратился к ней со словами: «Все мы тогда жили довольно беспечно, беззаботно и грешно, о будущем не думали, ничего не подозревали (кроме Блока и Белого: те чувствовали). Но вот грянуло. Ураган кровавый, дикий, все перевернувший. Правого и виноватого без разбору косивший. Но некие души и зажигавший. В нем они очищались, росли, достигали всей силы… Буря Вас взрастила, углубила, подняла».
Когда — то Достоевский сказал юному Мережковскому: «Молодой человек, чтобы писать, страдать надо». Так вот сердце Ахматовой по – настоящему страдало!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
4 ученик.
Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Вы, наверное, удивились этим словам… Как можно сказать так о женщине, муж которой был расстрелян, а сын переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, которую гнали и травили и на чью голову обрушилась хула и кара, которая почти всегда жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме лишения Родины — изгнания? И все же счастливую, потому что она была — поэтом: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
V. Выступление «искусствоведа».
1 ученик.
Перед вами портрет А. Ахматовой, выполненный в 1914 г. Натаном Альтманом. Он встретился с Ахматовой случайно — в артистическом подвале «Бродячая собака» и был поражен её обликом: знаменитой чёлкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом, и великолепным умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Действительно, где царскосельская осанка, смутность, скорбность? Где «пенье и слезы» Ахматовой? Альтман писал женщину футуристической эпохи, писал в ней уверенность в себе, здоровье, почти акробатическую гибкость фигуры. Когда писался портрет, Ахматова жила в Петербурге одна. Наступил её окончательный разрыв с Гумилевым, начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения и, наверное, еще не представляла, какой она будет.
VI. Задание для «артистов».
Чтение стихотворений (наизусть).
Приморский сонет.
Здесь всё меня переживет,
Всё, даже ветхие скворешни.
И этот воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет,
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов еще светлее
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Петроград, 1919.
И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой,
В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам Священный град Петра
Невольным памятником будет.
***
Но я предупреждаю вас,
Что я живу в последний раз.
Ни ласточкой, ни кленом,
Ни тростником и ни звездой,
Ни родниковою водой,
Ни колокольным звоном –
Не буду я людей смущать
И сны чужие навещать
Неутоленным, стоном.
VII. Выступление «литературоведа» по теме: «Реквием» и Анна Ахматова.
1 ученик.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном,
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Реквием — католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из ее же стихотворения
Так не зря мы вместе бедовали
Даже без надежды раз вдохнуть,
Присягнули — проголосовали
И спокойно продолжали путь.
Не за то, что чистой я осталась,
Словно перед Господом свеча,
Вместе c вами я в ногах валялась
У кровавой куклы — палача.
Нет, и не под чуждым небосводом
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Семнадцать месяцев (1938 — 1939 г.) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л. Гумилева (он арестовывался трижды): в 1935, 1938 и 1949 годах. Но поэма имеет не только личное значение.
Первые строки — знак апокалипсиса окружающего мира: «И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…». Для описания событий, очевидцем которых была Ахматова, поэтесса обращается к Библии. Библейские мотивы пронизывают всю поэму. Сама Ахматова дает такое объяснение: «… В 1936 г. я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще нерождённых стихов…»
2 ученик.
Образы тюремных затворов и «каторжных нор» отсылают нас к пушкинским строкам:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
У Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между поэтом и декабристами.
У Ахматовой вместо преодоления возникает отдаление. Лирическая героиня Ахматовой знает, что, в отличие от пушкинского, ее монолог останется без ответа. Поэтому ниже появляются строки: «ото всех уже отделено».
Для лирической героини «Реквиема» мир как бы разделился надвое. И если
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат,
то для нее такого мира уже не существует. Сразу после ареста Мандельштама Ахматова, которая присутствовала при обыске в его квартире, записала: «Было очень тихо. За стеной у Кирсанова играла гавайская гитара». Здесь, как и в «Реквиеме», противопоставлены два мира — благополучие и трагедия. Все чувства лирической героини обострены, и слух ее улавливает те звуки, которые не слышны другому миру.
В «Реквиеме» Ахматовой возникает мотив отрешенности от «одичалого» мира, в котором жизнь остановилась и сама природа противоречит себе. Между «живыми» и «мертвыми» у Ахматовой нет границы. Весь «Реквием» посвящен и живым, и мертвым.
Голос надежды, звучащей в тишине на фоне зловещих звуков, не случаен. Надежда не покидает Ахматову даже в самые трудные минуты ее жизни: «Все расхищено, предано, продано…».
В I части «Реквиема» меняется облик лирической героини. Ахматова воплощает себя и свою судьбу в облике женщины русского средневековья, «стрелецкой женки», показывает тяжесть страдания русской женщины.
Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии воплощаются как мотивы личной трагедии, многие из них выглядят как предчувствие, предсказание.
XX век не отбил у нас чувства благодарности к любви и жизни, именно наш век научил нас ценить жизнь в самих простых ее проявлениях.
В ответ на наше преклонение поэтесса ответила бы так:
Оставь, и я была как все,
И хуже всех была,
Купалась я в чужой росе,
И пряталась в чужом овсе,
В чужой траве спала.
VIII. Итог урока.
В конце уроков учащиеся знакомятся с выставкой книг поэтессы.
Заключительный этап урока — экспресс-интервью:
Что оказало влияние на мировоззрение и поэтический талант Ахматовой?
Поэма «Реквием». Каково значение и смысл поэмы «Реквием»?
Современна ли Анна Ахматова?
Литература
Ахматова А.А. Собр. соч. : В 2 т. – М, 1997.
Борзова Н.С. Сценарий литературного вечера по Ааматовой. – openclass.ru>node/235717.
Ткаченко А.В. Урок русской литературы в 10 кл. : «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой». www.azbuka.kz/.