Негосударственное образовательное учреждение
Церковно-приходская школа «Косинская»
г. Москвы
Конспект урока по литературе
в 10 классе
«Княжна Марья Болконская:
история одной жизни»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ганеева Виктория Николаевна
г. Москва 2013
Цели урока:
образовательная:
обобщить материал и дать законченную характеристику образу княжны Марьи;
развивающая:
развитие памяти, образного мышления, внимания, способности к анализу и синтезу, способности владеть нормами литературного языка;
воспитательная:
формирование нравственных и эстетических представлений, системы духовных ценностей.
Оборудование:
иллюстрации к тексту романа «Война и мир».
Методы:
беседа с элементами анализа, выразительное чтение учителя и учащихся, лекция учителя с записью тезисов.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Запись темы и эпиграфа в тетради.
«Ежели бы Николай мог сознавать свое чувство, то он нашел бы, что главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».
Л.Н. Толстой «Война и мир»
II. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим о женских образах в романе Толстого «Война и мир». В этом произведении есть еще один образ, по силе не уступающий образу Наташи Ростовой. Это – княжна Марья Болконская. Княжна Марья Николаевна Болконская стала опоэтизированным представлением Толстого о своей матери Марии Николаевне Волконской. По рассказам своей воспитательницы Т. Ергольской писатель знал, что у его матери были «лучистые» глаза, словно из них по временам выходили снопы теплого света. Этот штрих в описании княжны Марьи – лучистые глаза – прослеживается на протяжении всего романа.
III. Беседа с элементами анализа.
1). Какие эпизоды, наиболее раскрывающие характер княжны Марьи, вам запомнились? Зачитайте.
2). Дайте словесное портретное описание княжны Марьи. Какая деталь постоянно подчеркивается Толстым?
3). Какие качества наиболее присущи княжне Марьи? Чем она очень сильно отличается от Сони, которая тоже постоянно готова на самопожертвование?
4). Зачитайте описание княжны Марьи в сцене со сватовством Курагина и в эпизоде с Николаем перед усмирением богучаровского бунта. Почему в одном случае княжна Марья казалась очень некрасивой, а в другом она была почти хороша? Чьими глазами автор оценивал ее? (Анатоля, который просто не умел видеть нравственную красоту, и Николая, сумевшего разглядеть в ее лучистых глазах бесконечно богатый внутренний мир). Кажется ли вам некрасивой княжна Марья?
5). Когда из неловкой и робкой княжна Марья превращается в грациозную и легкую? Что изменило ее?
6). Почему она смогла стать подругой Наташи Ростовой, не принимая ее вначале?
7). Что помогало ей долгое время переносить одиночество, терпеть деспотизм отца, хитрость и предательства м-ль Бурьен? (Вера в Бога и христианские заповеди). Считаете ли вы ее отношение к жизни правильным. (Она в меру своих сил стремится жить по заповедям; в романе она пример истинного смирения, доброты, всепрощения. Княжна Марья находится в постоянном нравственном поиске, неустанном стремлении к духовной чистоте).
8). Какой предстает княжна Марья в эпилоге? В чем она противопоставлена Наташе? (Княжна Марья тоже любящая мать и жена, всецело отдающая себя семье. Но в отличие от Наташи, она не опустилась ни внешне, ни внутренне).
9). За что так любит Николай Ростов свою жену, как она влияет на него?
10). Чей образ – княжны Марьи или Наташи – вам наиболее симпатичен? Чей образ вы считаете ярче и полнее?
11). Дайте краткую характеристику Сони (включая слова Наташи о ней)? Чем она очень сильно отличается от княжны Марьи? Почему ее действительно настоящая и глубокая любовь не помогла ей завоевать сердце Николая? Почему судьба Сони не сложилась? Или именно так она и должна была сложиться?
IV. Вывод учителя с записью в тетради.
Образ княжны Марьи – один из самых ярких. В меру своих сил она стремится жить по заповедям; в романе она пример истинного смирения, доброты, всепрощения. Княжна Марья находится в постоянном нравственном поиске, неустанном стремлении к духовной чистоте. История ее жизни – подлинный пример того, что бескорыстная любовь, терпение и надежда вознаграждаются, а за страданиями, потерями и болью приходит полнота счастья.
V. Домашнее задание: подготовить к пересказу наиболее запомнившиеся эпизоды, характеризующие семьи Ростовых и Болконских, а также новые семьи, показанные в эпилоге.
Список использованной литературы
Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1974.
Бочаров С.Г. Мир в «Войне и мире» // Толстой в наше время. – М.: Наука, 1978.
Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.
Бражник Н.И. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1959.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки по методике). – М.-Л.: Просвещение, 1966.
Гулин А. Узел русской жизни // Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех томах. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.
Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – СПб.: Лицей, 1999.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2003.
Курдюмова Т.Ф. Изучение романа-эпопеи «Война и мир» как исторического произведения // Литература в школе. – 1978. – №4.
Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
Потапова Т.В. Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. – 1997. – №1.
Рыбникова М.А. Русская литература в вопросах, темах и заданиях. – М., 1928.
Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.