Конспект урока литературы «Русская природа в изображении А.А. Фета» 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Украинская средняя общеобразовательная школа»

с. Украинка Исилькульского района Омской области










Конспект урока по литературе

в 5 классе


«Картины русской природы в изображении А. А. Фета












Подготовила

учитель русского языка и литературы

Подоляко Елена Константиновна







с. Украинка

2013






Цели урока:

образовательная: раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над понятиями «литературный приём», средства выразительности речи, обучать выразительному чтению стихотворений и заучиванию их наизусть;

развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание любви к природе через восприятие произведения.

Тип урока: изучение нового материала анализ поэтического текста А.А. Фета.

Оборудование:

1) Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,

2) карточки с литературными терминами,

3) компьютер,

4) мультимедийная установка,

5) таблица с заданиями по тексту

6) учитель приготовил карточки для рефлексии:

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята.

Посадка детей.

— Ребята. Начнем наш урок литературы. Сегодня на уроке мы будем изучать поэзию.

  1. Сообщение темы и целей урока.

— О чём будет разговор на нашем уроке, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться, я прошу вас назвать после прослушивания литературного произведения.

ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ «Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ» (ВИДЕО) 1 Приложение

Дети отвечают на поставленные перед видео вопросы.

— С творчеством какого поэта будем знакомиться?

— О чём будут стихи, которые изучим?

— Молодцы, правильно!

— Откройте тетради. Запишите число, тему урока.

Тема «Картины русской природы в изображении А.А. Фета» (запись на доске)

Учитель, пока дети записывают тему, объявляет цели урока.

— Сегодня на уроке мы рассмотрим роль пейзажа как средства создания настроения; поработаем над понятиями «литературный приём», средства выразительности речи, поучимся выразительному чтению стихотворений и заучиванию их наизусть; будем совершенствовать умение анализировать поэтический текст.

  1. Знакомство с биографическими сведениями об А.А. Фете. Слово учителя или подготовленного ученика, в это время учащиеся заполняют таблицу по биографическим сведениям о Фете: ( таблица в папке «Раздаточные материалы»)

Место, дата, название

Как связано с Фетом?

Орловская губерния 1820 г.


родился Фет

Московский университет


учился

«Лирический пантеон»


первая книга Фета

1845 г.


военная служба

Степановка


поместье в Мценском уезде

«Вечерние огни»


ежегодный сборник стихов


ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ « А.А. Фета. Страницы из жизни.» 2 Приложение

Проверка таблицы (по слайду из презентации)


  1. Повторение изученного ранее.

— Вы уже знакомы со стихами Фета с начальной школы. Вспомним отрывок из его стихотворения, который вы учили наизусть. Поможет вспомнить нам строки стихотворения мнемотаблица, которая используется для быстрого, образного заучивания стихов.

СЛАЙДЫ С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ «Ласточки пропали»

— Соотнесём слова стихотворения и картинки мнемотаблицы, познакомимся полностью со стихотворением А.А. Фета «Ласточки пропали». После прослушивания ответьте на вопрос: «О каком времени года напоминает нам это стихотворение?»

ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Ласточки пропали»

— О каком времени года напоминает нам это стихотворение? ( Об осени)

— Правильно, в стихотворении перечислены многие признаки осенней поры.

— Сегодня мы узнаем другие стихи Фета.

  1. Работа над стихотворением «Чудная картина»

Слайд презентации с изображением зимней ночи

(Учитель читает стихотворение «Чудная картина»)

-Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная Фетом в стихотворении? ( Чувство восторга, и в то же время грусти, одиночества)

— О каком времени года пишет Фет? ( О зиме)

Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово «картина»?

(О чем-то, что нарисовано художником).

— А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.

Картина – изображение статическое, без движения,

— Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет).

-Понаблюдаем за текстом с точки зрения морфологии и синтаксиса.

Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.

Определите круг ваших наблюдений:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Установите, сколько предложений в стихотворении.


Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.

Определите, что необычного в этом стихотворении. Какая часть речи отсутствует в стихотворении?


Одно предложение.


8 существительных.

8 прилагательных.


В стихотворении отсутствуют глаголы.


Проверка (СЛАЙДЫ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ )

— Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?

(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное «бег» помогает понять, что всё живет, движется).

— Какие средства выразительности речи здесь встречаются?

Выступает подготовленный учащийся.

(В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия. Эпитеты – это…. Инверсия – это…. Примерами являются:

Эпитеты – высоких, далеких, чудная, полная, одинокий.

Инверсия – небес высоких, саней далеких.)

Учитель делает вывод.

Общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья.

— Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. ( Читают 2 ученика)

(СЛАЙД с изображение зимней ночи )

— А теперь мы выполним задание № 5 в учебнике на стр. 246.

-Чтобы легче было заучивать наизусть используем способ мнемотаблица. Я составила для вас к этому стихотворению мнемотаблицу, рассмотрим её и соотнесём со стохотворением.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ. (слад с мнемотаблицей к стихотворению «Чудная картина»)

РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ – 1 чел.

РАССКАЗЫВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ МНЕМОТАБЛИЦЕ (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗИМНЕЙ НОЧИ ) – 1 чел.





  1. Работа над стихотворением «Весенний дождь»

Вопросы эвристической беседы.

– Попадали ли вы под дождь?

– Что вы в это время ощущали, слышали?

– Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте создать свое ощущение дождя, а в конце этого просмотра мы познакомимся с Дождем А.А. Фета.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «МУЗЫКА ДОЖДЯ» 3 Приложение

— Поэт создал свой дождь – весенний. Так видится Фету весна.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ» 4 Приложение

Давайте понаблюдаем за словом и проанализируем стихотворение А.А.Фета “Весенний дождь”.

Слайд

— Прочитайте стихотворение про себя.

Слайд (со стихотворением)

– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?

(окно, воробей, солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно). КАРТИНКИ НА ДОСКЕ.

— Этот образный ряд может помочь вам запомнить стихотворение.

– Обратите внимание на начало 2– го четверостишья. Слайд

– Прочитаем две первые строчки 2 четверостишья.

Слайд (показана завеса дождя)

– Как вы понимаете слово завеса?

Слайд (Словарная статья)

— Прочитаем и запомним значение этого слова.

– Какое художественно – изобразительное средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

— Что такое метафора? Вспомним определение

Слайд

– Какой ещё литературный приём есть у нас во втором четверостишье?

Слайд (Будто в золотой пыли)

— Правильно, в этом четверостишии есть сравнение. Вспомним определение.

Слайд

— Прочитаем последнюю строфу стихотворения. (ученик читает последний столбик)

Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения.

Слайд

— Прочитайте их еще раз

И что-то к саду подошло

По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?

– Какое художественно-выразительное средство использует автор для создания дождя.

Слайд

(Олицетворение)

Вспомним определение.

-Выполним задание №5 в учебнике к стихотворению «Весенний дождь» на стр. 247.

Подготовите выразительное чтение стихотворения. (ученики читают стихотворение)

Слайд


— Какую мнемотаблицу можно составить, чтобы легче было выучить это стихотворение наизусть?

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ К СТИХОТВОРЕНИЮ «ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ»





Прикрепление на доску картинок мнемотаблицы.

ОКНО


СОЛНЦЕ

ВОРОБЕЙ

ВОРОБЕЙ В ПЕСКЕ

НЕБО И ЗЕМЛЯ

ЗАВЕСА ДОЖДЯ

СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ В ДОЖДЬ


ОПУШКА ЛЕСА

КАПЛИ НА СТЕКЛЕ

ЛИПА И ПЧЕЛА

САД


ЛИСТЬЯ ПОД ДОЖДЁМ

-Эта таблица поможет выучить вам дома стихотворение «Весенний дождь» наизусть.

  1. Домашнее задание. Слайд

(Запись в дневник)

Рассказ о А.А. Фете.

Наизусть «Весенний дождь».

с. 247 (прочитать), вопросы1,3,4 .( Самостоятельно прочитать стихотворение «Задрожали листья облетая»)

Мнемотаблицу к стихотворению с. 247.(Дополнительное задание по желанию )

  1. Итог урока

— С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

— О каких временах года писал поэт?

Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей. Он воспевал природу, не зависимо от времени года, хотел, чтобы читатель получал наслаждение от изображенных пейзажей, умел грустить, радоваться и восхищаться.

  1. Рефлексия.

— Мы заканчиваем сегодняшний урок образом дождя, который создал композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Слушая дождь Моцарта. Вспомните сегодняшнюю работу на уроке и продолжите одну или несколько из следующих фраз. Эти фразы написаны у вас на листочках, которые лежат на ваших партах.

(учитель записывает их на доске или ватмане).

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

На уроке мне было…

Мне понравилось…

Я почувствовал…

Я понял, что…

Я для себя открыл…

— Итак, что осталось у нас после урока??? (дети читают свои отзывы)

— Молодцы, ребята, хорошо работали.

— Оценки за урок получают:

(комментирование оценок за урок)



СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд )













Использованные ресурсы





  1. Учебник. Литература. 5 класс. Часть 1. Автор: Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И., М.: Просвещение, 2012

  2. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной /О.А. Ерёмина — М.: Издательство «Экзамен», 2010

  3. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Программы Т. Ф. Курдюмовой (102 часа) и В.Я. Коровиной (68 часов) Авторы: Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В., Смоленск: Издательство «ВАКО»,2009


  1. https://images.yandex.ru/


  1. http://www.detochki.su/index.php?option=com_content&view=article&id=2465:—qq&catid=199:2012-07-23-19-03-54&Itemid=618


  1. http://www.stihirus.ru//1/Fet/62.htm


  1. https://muztunes.net/music


  1. http://kamensklibrary.ucoz.ru/index



  1. https://festival.1september.ru

Свежие документы:  Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова в 5 классе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: