Конспект урока литературы Тема: Всеволод Михайлович Гаршин 1855 – 1888 «Лягушка – путешественница»


Всеволод Михайлович Гаршин

1855 – 1888

« Лягушка – путешественница»


Цель: Познакомить с последним произведением писателя.

Задачи: 1. формировать полноценное восприятие произведения – на уровне главной

мысли

  1. учить пользоваться понятиями «тема», « главная мысль», «сюжет», « эпизод»

  2. закрепить знания о народных и авторских сказках

  3. учить пользоваться основными видами чтения ( ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим)

  4. развивать читательский навык и интерес к книге.


Ход урока:


I . 1.- Произведение какого писателя вы читали дома?

( сообщение об авторе )


-Как оно называется?


Дополнение учителя:

Гаршин писал рассказы, легенды, сатирические сказки, очерки, стихотворения о

человеке, его жизни, переживаниях, о любви и верности, о милосердии. Впервые

сказка В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» была напечатана в

детском журнале «Родник»в 1887 году. Это было последнее произведение

писателя. Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина

были обращены к детям и что последнее произведение светло и беспечально. На

фоне других произведений Гаршина, грустных и тревожных, эта сказка как бы

живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает никогда. Гаршин

так думал и чувствовал всегда.


2. Составление модели обложки ( цветные полоска)


В.М.Гаршин

Объясните свой выбор? (сказка авторская( жанр)– такого в реальной жизни

не может быть, животные разговаривают;

о животных( тема) – главные герои животные)

Лягушка –

путешествен

ница









  1. Проверка Д/З :

— где жила лягушка? ( на болоте )

— чем она наслаждалась осенним днём ? ( мелким дождиком)

— что она боялась уронить, заквакав осенью? ( достоинство)

— на что похож звук крыльев, рассекающих воздух? ( песня, свист)

— куда нырнула утка, испугавшись уток? ( под корягу)

— куда летели утка? ( на юг)

— какое желание появилось у уток, когда лягушка обратилась к ним с вопросом? ( съесть)

— что попросила лягушка уток её разъяснить? ( что такое юг)

— с какой просьбой она к ним обратилась? ( взять её с собой)

— сколько прошло времени пока утка думала? ( 5 мин )

— какое условие для успешного полёта было у лягушки?

( чтобы утки не крякали, а она не квакала)

— какое расстояние надо было пролететь? ( 3 тысячи вёрст)

— через какой промежуток времени решили меняться утки? ( 2 часа )

— как несли лягушку утки? ( неровно )

— что думали о лягушке утки? ( умная)

— чем были заняты на полях люди? ( молотили рожь )

— о чём жалела лягушка? ( что люди не знают кто это придумал)

— почему лягушка отцепилась от прутика? ( закричала : Это я!)

— куда упала лягушка ? ( в грязный пруд на краю деревни )

-с каким чувством смотрели на новую лягушку обитатели пруда? ( удивлением)

— почему утки не вернулись? ( думали что лягушка разбилась)


Взаимопроверка 1- 3 « 5»

4- 6 « 4»

7- 10 « 3»


II 1.Кто главная героиня сказки?

— Какая она? ( цифры из кассы )

1. умная

2 глупая

3 сообразительная ( чтение)

4 вежливая ( чтение)

5 злая

6 невоспитанная

7 смелая

8 трусливая

9 хвастливая ( чтение)

* Отрывок к мягкой игрушке зачитать.

* Ирония? Найти предложения, где автор говорит о лягушке с иронией. ( шлёпнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками)


2. Выборочное чтение:

Подберите отрывок к рисунку. ( первый полёт)

— чем отличается второй полёт? ( перевернулась, чтобы лучше видеть – сообразительная)


  1. 3 – ий полёт : — проставить для чтения по ролям

— проинсценировать с чтением



III Составление плана:

I Жила – была лягушка

II 1. Прекрасная погода

2. Утки прилетели

3. Любопытство

4. Что такое юг?

5. Гениальная идея.

6. Я лечу!

7. Что – то странное в небе.

8. Вот чудо – то.

9 Это я придумала!

III Новое болото.


I V Просмотр отрывка мультфильма ( окончание истории )

Бесславное путешествие лягушки.


V Можно ли сказать , что это ироническое произведение?

— Аллегория( иносказание)


— Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории – поведение лягушки» ( или какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?)

Образ лягушки в сказке Гаршина это аллегория хвастовства и нескромности (или рассказывая о лягушке, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)

— Чему учит эта сказка ?


VI Д/З — подробный пересказ любой части на выбор

— рисунок к любой части

Свежие документы:  Тест "Н. С Лесков. «ЛЕВША»" 7 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: