Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №23
города Коврова Владимирской области
Конспект урока литературы в 10 классе
на тему: «Пейзаж на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»».
Подготовила
Подчасова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №23
г. Ковров
2013-14 уч. год
Пояснительная записка
Программа: Литература 5-11 классы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого.- М: Мнемозина, 2012
Учебник: Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) в 2-х ч. под редакцией Г.И.Беленького.
– М: Мнемозина,2012
Урок-семинар является одним из заключительных уроков по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» в 10 классе.
Урок-семинар, рассчитанный на 2 часа. Урок требует предварительной подготовки, поэтому тема предстоящего семинара сообщена заранее. В качестве опережающего задания указаны все эпизоды для подготовки выразительного чтения, обдумывания, но по группам учащиеся будут распределены перед уроком.
С понятием «пейзаж», его функциями учащиеся знакомы с 6 класса, поэтому на данном уроке необходимо акцентировать внимание на своеобразии взглядов писателя на природу.
На протяжении многих лет практикую использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы с изобразительным искусством, музыкой, МХК. Музыка, звучащая на уроках, живопись известных художников не только способствуют формированию общекультурной компетенции, но и решают задачи эстетического воспитания учащихся.
На уроке звучит музыка П.И. Чайковского, обращаемся к репродукциям картин И.Репина, И. Левитана, И.Шишкина(презентация).
Урок-семинар по литературе в 10 классе
Тема урока: Картины природы на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
(2 часа).
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Основной метод: проблемно-поисковый
Цель урока:
способствовать пониманию роли и функции пейзажа на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир», выявлению своеобразия взглядов писателя на природу;
создание условий для развития у учащихся навыков филологического чтения и анализа художественного текста;
способствовать развитию общекультурной компетенции учащихся, умению работать в группе.
Оборудование урока: мультимедийная установка, репродукции картин И.И. Левитана «Берёзовая роща», «Над вечным покоем», пейзажи И.И. Шишкина, репродукции картин – портретов И.Е. Репина «Л.Н.Толстой босиком в лесу», «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу», пьесы из «Времён года» П.И.Чайковского « Июнь. Баркаролла» и «Ноябрь. Катание на тройке», текст романа «Война и мир»
Задачи урока: выяснить, какова роль пейзажа на страницах романа. Анализируя ряд пейзажей романа, сделать выводы о том, какие средства выразительности использует писатель, каково место каждого описания в композиции произведения, в чём заключается основной его смысл.
Основные приёмы работы: эвристическая беседа, работа в группах, индивидуальное выразительное чтение отрывков.
Учащиеся поделены на 6 групп. Каждая группа анализирует свой отрывок:
1 группа – небо Аустерлица (том 1, ч.3 гл.19)
2 группа – описание берёзовой рощи и дуба (том 2, ч.3, гл.1,3)
3 группа – описание летней ночи в Отрадном (том 2, ч.3, гл.2)
4 группа – описание зимней святочной ночи (том 2, ч.4, гл.10)
5 группа – пейзаж Бородинского боя (том 3, ч.2, гл.30)
6 группа – картина неба после сражения под Красным (том 4, ч.4, гл.9)
Ход урока:
— Оргмомент. Эмоциональный настрой.
— Вступительная часть урока: сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству Л.Н.Толстого, акцентируя внимание на пейзажных зарисовках в романе «Война и мир». Но вначале хочу обратить ваше внимание на портреты Л.Н.Толстого, написанные И.Е.Репиным. На портрете «Толстой босиком в лесу» писатель изображён во весь рост босиком среди деревьев. Всем своим существом он как бы вбирает тепло родной земли, запахи леса и думает, возможно, о взаимоотношениях человека и природы. На картине-портрете «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» писатель изображён лежащим в тени дерева с книгой в руках в белой одежде. Природа и писатель – единое целое. Художнику удалось раскрыть мировоззрение писателя: стремление к естественности, единению с окружающим, свободе и простоте.
— Тема урока.
-Какова цель нашего урока?
— Работа учащихся в группах по плану (записан на доске):
1. Картина природы (выразительное чтение отрывка)
2. Средства художественной выразительности
3. Место в композиции
4. Идейные функции пейзажа.
(5 минут на подготовку)
— Выступление учащихся группы №1: выразительное чтение эпизода — описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненный в Аустерлицком сражении Андрей Болконский.
Учащиеся указывают самое распространённое изобразительное средство – эпитеты (бесконечность — синеющая, облака — плывущие, небо – высокое, бесконечное, справедливое, доброе)
— В процессе выступления гр.№1 ученик у доски выполняет индивидуальное задание: заполняет таблицу, определяя характер эпитета: описательные (дают представление о внешнем виде предмета), метафорические (вносят эмоциональную окраску), оценочные (позволяют дать оценку).
Метафорические эпитеты | Оценочные эпитеты | |
|
|
|
Ответ: синеющая (бесконечность ), высокое, бесконечное (небо) – описательные эпитеты; плывущие (облака) – метафорический эпитет; справедливое, доброе (небо) – оценочные эпитеты.
Слово учителя: Благодаря эпитетам, Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но и даёт моральную оценку размышлениям князя Андрея. Для раненого князя Андрея небо – полная противоположность тому, что он видит на земле: тела убитых и раненных на войне, самодовольного Наполеона, то есть на земле нет справедливости и добра. Стремления к миру, добру, справедливости – это высокие стремления, по мнению автора. Эпитеты высокое, бесконечное не столько указывают на безграничность неба, сколько оценивают идеалы героя и автора. Поэтому тоже являются оценочными.
— Пейзаж, при котором используется минимальное количество художественных приёмов, выполняет идейную функцию. Какую? (Проникнут осуждением захватнических войн, призывом к высоким идеалам справедливости и добра).
— Наполеон показался князю Андрею маленьким, ничтожным, т.е. произошла переоценка взглядов героя, в дальнейшем он откажется от военной карьеры и стремления к славе.
Вывод: пейзаж в данном эпизоде выполняет больше оценочную функцию, имеет большое значение для понимания образа Андрея Болконского и мыслей автора о смысле жизни.
Слово учителя: посмотрите на пейзаж картины Левитана «Над вечным покоем», в центре которого тоже небо. Что сближает двух художников? В чём различие? (Это тоже философский пейзаж, природа одухотворена, ощущается постоянное присутствие мысли о человеке, о быстротечности человеческой жизни и о вечности природы. Различие — в изображении неба, его нельзя назвать добрым и справедливым. Грустью веет от картины Левитана. Толстой смотрит на жизнь оптимистичнее, его пейзаж внушает веру в человека и его высокое предназначение).
Выступление учащихся гр.№2. Учащиеся зачитывают отрывки – описания берёзовой рощи и дуба (т.1, ч. 3, гл.1,3).
Слово учителя: — Как автор добился такой выразительности и живости? Найдите в описании приметы поздней весны, а затем лета. ( «клейкие листья берёзы», « …из-под прошлогодних листьев … вылезала … первая трава…», «бубенчики глуше звенели, чем полтора месяца назад…»и т.д.) Автор, а вместе с ним и мы, читатели, видим цвет и форму предметов, слышим пение соловьёв, фырканье лошади, ощущаем предгрозовую жару. При этом мы (читатели) находимся как бы внутри леса. И всё это: и изображение природы в движении, и умение ощутить её всеми органами чувств, и стереоскопичность картины – делает пейзаж ярким и реалистичным.
— Кроме этого, привлекательность пейзажа ещё и в весенней, радостной настроенности. Её можно почувствовать, сравнив пейзаж Толстого с картиной Левитана «Берёзовая роща». (Ученики находят сходство пейзажей). Картина Левитана наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости, близкое тому, что возникает при чтении описаний Толстого.
— Но радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Он выделяет в этой роще то, что созвучно ему – нераспустившийся дуб, с обломанными суками и корой, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». И Андрей думает о том, что жизнь кончена. Однако уже выбранный писателем природный образ символизирует заблуждение героя. Дуб всегда считался символом крепости, долголетия, поэтому «старые болячки» на могучем, сильном дереве противоестественны. Толстой здесь как будто подчеркивает преждевременность духовного старения героя, намекает на его богатый внутренний потенциал, на внутреннюю силу, дающую возможность выхода из душевного кризиса. Пройдёт немного времени, и совсем другим предстанет великан-дуб, покрывшийся «шатром сочной, тёмной зелени». На Андрея «вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления»: « Нет, жизнь не кончена в тридцать один год…». Образ дуба – прямая параллель к образу Андрея Болконского. Первый раз проезжает он мимо дуба разочарованным в своих прежних идеалах, после ранения под Аустерлицем и смерти жены. Второй раз – после встречи с Наташей, когда в судьбе Андрея Болконского намечается перелом, возвращается надежда на счастье. Учащиеся находят метафоры и олицетворения в описании дуба. Описание дуба помогает воспринять состояние Андрея. Учащиеся говорят о том, что, по мнению автора, природа помогает человеку обрести веру в себя, в жизнь. Также учащиеся делают вывод о композиционной и идейной функции пейзажа и делают запись в тетради.
Учитель обращает внимание учащихся на пейзажи И.Шишкина, картину «Дубовая роща».
Выступление учащихся гр.№3. Выразительное чтение описания лунной ночи в Отрадном. (т.2, ч.3, гл.2)
Учащиеся указывают на большое количество эпитетов, которые передают контрастность цвета: чёрного, белого, серебряного, игру света и тени. Картина ночи подчёркивает поэтичность Наташи и встревоженность князя Андрея, не понятную ему самому. Природа похожа на волшебную сказку.
Слово учителя: — Действительно, Л.Н.Толстому особенно удаются пейзажи, передающие моменты душевной высоты героев. В чувствах героев такой взлёт, что у Андрея поднялась «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни», а Наташа «так бы вот села на корточки…, подхватила бы себя под коленки…, и полетела бы». Романтическая красота ночи впервые соединяет судьбы героев.
Пейзаж играет композиционную роль: усиливает эмоциональный настрой сцены, намекает на предстоящие перемены сюжета.
В качестве музыкальной параллели к картине лунной ночи привожу отрывок из «Времён года» П.А. Чайковского, пьесу «Июнь». П.А.Чайковский – современник Л.Н.Толстого, воплотивший красоту русской природы в звуках. Лето, июнь, ночь, тонкая поэтичность, лиризм роднят пейзаж писателя и пьесу композитора. (Учащиеся прослушивают отрывки и делятся впечатлениями, ассоциациями, возникшими при прослушивании музыки).
Выступление учащихся группы №4. Выразительное чтение описания зимней святочной ночи.(т.2, ч.4, гл.10)
Описание зимней святочной ночи близко по стилю к картине ночи в Отрадном. Только она стала ещё сказочнее и фантастичнее: «Вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёрными тенями и блёстками алмазов.., серебряные крыши волшебных зданий, пронзительный визг каких-то зверей.»
Учащиеся обращают внимание на художественные приёмы писателя, большое количество глаголов, передающих движение и звуки. Данный пейзаж – параллель к образу Николая, его возбуждённому состоянию влюблённости. В композиционном отношении пейзаж связывает Николая и Соню. Вместе с автором любуемся зимней природой, которая, по его мнению, возвышает человека над будничностью и прозаичностью, окрыляет его.
-Этой сцене созвучна пьеса «Ноябрь. Катание на тройке» из «Времён года» П.А.Чайковского. Учащиеся отмечают светлое, радостное настроение, слышат звук бубенцов и другие сходства в описании пейзажа и пьесы.
Выступление учащихся гр.№5. «Военные» пейзажи. Пейзаж Бородинского боя (т.3,ч. 2,гл.30).
В повествовании о Бородине пейзаж занимает мало места, но значение его существенно.
Чтение эпизода «Панорама Бородинского поля перед сражением». Этот пейзаж мы видим глазами Пьера Безухова, духовно слившимся с народом в этот грозный час. Природа торжественна и великолепна. Праздничны и ярки краски: присутствует золотой цвет, розовый, жёлто-зелёный. Пейзаж помогает передать величественность предстоящего события, значительность момента. Обращаем внимание на деталь: вся местность покрыта дымом выстрелов, но воздух чист. Появление тумана делает местность волшебной — опять употреблено то слово, которое было так характерно для святочного катания, когда чувства Николая достигли наивысшей точки. Там чувства Николая, здесь – всего народа, поднявшегося на небывалую высоту патриотизма и самоотверженности. Рассказывая о батарее Раевского, писатель снова упоминает о природе: «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер». Пейзаж передаёт настрой народа, подчёркивает его героизм.
Выступление учащихся гр. №6. Описание неба после сражения под Красным (т.4, ч.4, гл.9)
— Идёт к концу освободительная борьба русского народа, французы отступают. Позади сражение под Красным. Кутузов поздравляет солдат, благодарит их и призывает великодушно, по-человечески отнестись к пленным. Таким видит Л.Н.Толстой подлинное братство простых людей. Выразительное чтение описания звёздного неба: «Звёзды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чёрном небе…».
Учащиеся называют олицетворения. Небо, такое далёкое и бесконечное, когда князь Андрей искал в нём смысл жизни под Аустерлицем, как бы стало близким, простым – рядом долгожданный мир. Этот пейзаж снимает напряжённость повествования, готовит читателя к развязке.
Подведение итогов урока: Слово учителя: Итак, какие особенности пейзажа в романе Л.Н.Толстого вы увидели?
Каждая картина природы играет композиционную роль: намечает повороты в судьбах отдельных героев или даже всего народа, подчёркивает значимость определённых эпизодов романа; подметили особенности изобразительных средств писателя: тонкий психологизм и в связи с этим обилие олицетворений; объёмность, стереоскопичность картин природы, изображение её в движении, звуках, красках, с игрой света и теней; обратили внимание на различие эмоциональных оттенков стиля писателя- то вдумчиво-глубокого, то романтически приподнятого, то торжественно — величавого, то шутливо — обыденного; сделали выводы о том, что пейзажи Л.Н.Толстого наполнены идейным смыслом, передают в той или иной степени философию писателя: природа прекрасна, человек – неотъемлемая часть её, он должен постигать красоту, величие и смысл природы.
Рефлексия: — Заключить урок мне хочется строками Л.Н. Толстого из дневника, который он вёл всю жизнь. Эти строки обращены к нам, его потомкам: « Смотрел, подходя к Овсянникову, на прелестный солнечный закат… и подумал… это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нём».
— Помог ли вам сегодняшний урок полнее раскрыть личность Л.Н.Толстого? (учащиеся делятся впечатлениями)
-Домашнее задание: выучить отрывок «Описание дуба» ( т.2, ч 3, гл.1 или 3) наизусть.
Список использованной литературы:
Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. Часть 2/Под ред. проф. Г.А. Обернихиной.-М.:АРКТИ, 2003
Ковалёв В.А. Поэтика Льва Толстого: Истоки. Традиции.-М., 1983
Маранцман В.Г. Работа над портретами Л.Н.Толстого как средство эстетического воспитания учащихся. Л.,1989
Левенфельд Р. Первая биография Льва Толстого. Феникс, 2011
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. –М.,1952