Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина
Моздокского р-на РСО-Алания
Горичная Наталья Фёдоровна
Конспект урока литературы в 11 классе
«Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»
Цели и задачи урока:
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Анализируя рассказ «Холодная осень», выявить авторскую концепцию любви;
Размышляя над вечными вопросами бытия, попытаться понять, в чём современность рассказа.
Оформление урока: текст произведения; презентация к уроку.
ПЛАН УРОКА:
1.Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя.
3.Объявление целей и задач урока.
4. Литературоведческий анализ рассказа «Холодная осень».
5.Итоги. Оценки.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя – Русскому писателю К.Г.Паустовскому принадлежит такое высказывание: «У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». На сегодняшнем уроке мы обратимся к одному из таких сюжетов – рассказу «Холодная осень» из цикла «Тёмные аллеи» И.А.Бунина. (СЛАЙД № 2)
3. Перед нами стоят такие цели и задачи: (СЛАЙД № 3) Эпиграфом к разговору станут слова восточного поэта и философа Омара Хаяма. (Слайд № 4) — Вспомните, что такое эпиграф, для чего он нужен? Объясните, почему к разговору о рассказе «Холодная осень» я подобрала именно этот эпиграф?
4. Осмысление содержания. (СЛАЙД № 5) – Как видите, фабула рассказа достаточна проста, значит, смысл нужно искать глубже. Давайте попробуем сделать это, попутно выявив художественные особенности «маленького шедевра Бунина». (СЛАЙД № 6) – Почему у героев нет имён? Что этим подчёркивает автор? — Какие основные мотивы вам удалось выявить в рассказе? (СЛАЙД № 7) — А теперь поговорим о том, через какие образы-символы Бунин реализует эти мотивы в тексте. (СЛАЙД № 8) – С чем ассоциируется образ дома? (СЛАЙД № 9) – Чей путь мы словно бы проходим, читая «Холодную осень»? (СЛАЙД № 10) – Особое значение в рассказе имеет образ ВРЕМЕНИ. (СЛАЙД № 11) Вспомните, какие даты упоминаются в рассказе? С чем они связаны в судьбах героев? (СЛАЙД № 12)
— Кто, по-вашему, виноват в трагедии героини? Даёт ли автор прямой ответ на этот вопрос? (Весь рассказ- это попытка писателя понять, как мировое зло отражается на судьбе отдельного человека). Какие отголоски далёкого прошлого созвучны нашему времени?
(СЛАЙДЫ 13 – 17) – реализация мотива памяти.
(СЛАЙДЫ 18 -19) – средства выразительности в рассказе.
— Образным средством выразительности является и название рассказа. Как вы его понимаете? (СЛАЙД № 20)
РЕФЛЕКСИЯ: — Завершая анализ рассказа, предлагаю подумать над проблемным вопросом (СЛАЙД № 21)
5. Подведём итоги: (СЛАЙД № 22)
6. Домашнее задание (СЛАЙД № 23)