ГБОУ СОШ №733 ЮВАО г.Москвы
Конспект урока литературы в 11 классе по творчеству М.И.Цветаевой
«Между любовью и любовью распят мой миг, мой час, мой день,
мой век…»
Автор: учитель русского языка и литературы
Казакова Ирина Александровна
2013 год
Цель урока: показать исключительность чувств лирической героини лирики М.И.Цветаевой.
Оборудование урока: портреты М.И.Цветаевой и С.Эфрона.
Ход урока:
(Звучит романс на стихи М.И.Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель…»)
Эпиграф урока:
«Не знаю, с чего начинать. Знаю, с чего начинать:
то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
(из письма С.Эфрону)
Слово учителя.
Для Марины Цветаевой тема любви, бесспорно, является главной. Причём не только в творчестве, но и в жизни.
В Коктебеле, у Максимилиана Волошина, неповторимым летом 1911 года Марина Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном.
«У него узкое лицо, темный разлет бровей и под ними такие огромные, совершенно невероятные по красоте и величине глаза»,- вспоминала сестра Марины Анастасия Цветаева.
Ему – 17, ей – 18 лет. Красивый, несчастный мальчик, переживший недавно потерю матери и брата, возводится Мариной в ранг божества.
Чтец.
Так, утомлённый и спокойный,
Лежите, юная заря,
Но взгляните – и вспыхнут войны,
И горы двинутся в моря,
И новые зажгутся луны,
И лягут яростные львы
По наклоненью вашей юной
Великолепной головы.
Диссонанс в общую безмятежную картину вносит Макс Волошин. В стихотворении «Призрак царевны», никому не посвящённом, но – по мнению современных исследователей – обращённом к Марине Цветаевой, он будто стремится предупредить дорогую ему женщину о грозящей опасности.
Чтец.
М.Волошин «Призрак царевны»
Я с тобою, твой рыцарь и друг,
Ты тихонько дрожишь почему-то.
Не ломай своих рук,
А плащом их теплее закутай.
Много странствий он видел и чащ,
В нём от пуль неприятельских дыры.
Ты закутайся в плащ:
Здесь туманы ползучие сыры.
Здесь сгоришь на болотном огне!
Беседа.
Прочитаем стихотворение Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо».
В чём особенность портрета героя стихотворения?
( Это романтический портрет, он лишён рельных черт. Герой – рыцарь. Крылья раскинутых бровей – душа героя)
Каков же он, романтический герой?
(Красив, благороден, загадочен)
Какую судьбу предсказала Цветаева своему герою?
(Либо поэт, либо великомученик. Но уготовано предназначение высокое)
Чтец.
«Генералам двенадцатого года»
Сергею
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, — вчера
Малютки – мальчики, сегодня –
Офицера!
Вам все вершины были малы
И мягок самый чёрствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустёртой
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвёртый,
Ваш нежный лик.
И Вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Беседа.
С кем сравнивает М.И.Цветаева своего романтического героя?
( С патриотами, героями 12 года, присягавшими на верность царю и Отечеству. Её герой – олицетворение чести и патриотизма)
Слово учителя.
После октябрьского переворота С.Эфрон – в добровольческой армии. Вместе со страхом за мужа Цветаева испытывает гордость, восхищение, почти благоговение. Об этом свидетельствует книга стихов о Белой гвардии «Лебединый стан».
Образ романтического героя перевоплощается в образ Белого воина – Белого лебедя.
Чтец.
Бури – вьюги, вихри – ветры вас
Взлелеяли,
А останетесь вы в песне – белы лебеди!
Знамя, шитое крестами,
В саван выцвело.
А и будет ваша память –
Белы рыцари.
И никто из вас, сынки! –
Не воротится,
А ведёт ваши полки –
Богородица!
Личная трагедия воспринимается как трагедия всего добровольческого движения. А трагедия Белой гвардии воспринимается как трагедия общенациональная.
Чтец.
С.Э.
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, — с утра ни корки чёрствой –
Мечту такую полюбя,
Что – может – всем своим покорством –
Мой Воин! – выкуплю тебя.
Читаем стихотворение «С Новым годом».
Добровольческое движение разбито, но долг выполнен. Оставшиеся в живых увезли Россию с собой. Куда последует и Цветаева в 1922 году.
«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя, в ком она внутри, тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
Анализ стихотворения «Уж сколько их упало в ту бездну…»
(Звучит романс на стихи М.И.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»)
Чтец.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Развёрзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности Земли.
Застынет всё, что пелось и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь, с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так не долго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой и настоящей
На ласковой земле!
К нам всем – что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет.
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
Послушайте! – Ещё меня любите
За то, что я умру.
— Как вы думаете, о чём это стихотворение?
( На первый взгляд, это стихотворение о смерти.Очень часто об ужасе смерти человек задумывается раньше, чем о счастье прихода в этот мир. И Цветаева о дне своего рождения напишет только через три года после написания этого стихотворения. Смотрите, как торжественно (слова « бездна», «разверстая» — не из обыденного языка), как таинственно ( в какую бездну? кого – их?) оно начинается. Понятным это начало делает второе предложение: речь о всех, кто умер. Но само это слово у автора как бы не выговаривается, про себя она говорит не «умру», а «исчезну». И не просто «исчезну», а «исчезну с поверхности Земли». Значит, не совсем? Где-то останусь?)
— Вы заметили, какую важную роль здесь играют формы глаголов: «Уж сколько их упало…» — это прошедшее. И сразу же перенос во времени:«Настанет день…» — это уже будущее. Настоящего сначала как будто и нет. Картина настоящего появляется во второй строфе, но говоря о нём, Цветаева использует глаголы прошедшего времени. Почему?
( Да потому, что взгляд на себя сегодняшнюю из далёкого будущего, когда её уже не будет на Земле. Что же видно оттуда? Смотрите, какой взрыв: в двух следующих строчках почти одни глаголы – «все, что пело и боролось, сияло и рвалось». Жизнь для Цветаевой – это прежде всего действие. А ещё цвет (зелень глаз, золото волос), звук (нежный голос).
И вот антитеза «бытие – небытие» (опять выраженная прямым противопоставлением двух глагольных форм): «И будет всё – как будто бы… и не было меня!» Удивление, неспособность понять такой порядок вещей, неприятие его – вся эта сложная смесь чувств прорывается через полторы строфы возвратом к этому восклицанию – на той же ноте: «Меня, такой живой и настоящей…» (подобные возвраты характерны для синтаксиса Цветаевой). Живая, настоящая – эти два слова – оценочные. Настоящим и живым человека делают его изменчивость, смена настроений и чувств, его земные привязанности).
— «Живая и настоящая» и – «как будто … не было…». К чему же обратиться человеку, ощутившему бездну между одним и другим? (Ответ поэта в следующей строфе: к любви и вере. К «чужим и своим», «ближним и дальним» «с требованьем веры и с просьбой о любви» обращается Цветаева со свойственной ей силой и страстностью – «и день и ночь, и письменно и устно»(гипербола передаёт напор чувств, их силу).
— За что же она считает себя достойной любви? За красоту? За ум? За поэтический дар?
( Нет, совсем о другом речь (и длинным будет ряд однородных членов): об искренности и прямоте – «правда да и нет». О грусти и нежности, о гордости, о прощении обид. И не просто о прощении, а о прощении обид как неизбежности, необходимости и потребности.
Любви достойно каждое проявление новой жизни, свойственное любому человеку).
— И последние две строчки: интонация совершенно разговорная, обращённая прямо к вам: «Послушайте! – Ещё меня любите за то, что я умру». Вот теперь и выговорилось это слово. Теперь не так страшно. Почему?
( Может быть, потому, что размышление о смерти заставляет человека пристальнее вглядеться в свою жизнь, увидеть её в мельчайших деталях и ощутить любовь, сочувствие и равенство в общей судьбе: ведь все мы живём и все мы смертны. И все достойны любви.
— Как бы вы сказали теперь: о чём это стихотворение? О смерти? Или о жизни и о любви? Или?..
Домашнее задание.
Написать сочинение «Моя Цветаева».
Список использованной литературы:
А.Ахматова, М.Цветаева «Стихотворения. Поэмы. Драматургия.
Эссе» М., АСТ Олимп, 1997
«Крым. Истории любви» составитель Литвинова Е.М.
Симферополь, изд. «Рубин», 2009