Конспект урока литературы в 11 классе.Тема: «Нравственность есть правда»: жизнь и творческий путь В.М.Шукшина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №90 п. Кулой»















Конспект урока литературы в 11 классе.

Тема: «Нравственность есть правда»: жизнь и творческий путь В.М.Шукшина.











Урок составлен

учителем русского языка

и литературы

Красиковой Еленой Викторовной









2013

Кулой

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Нравственность есть правда» : жизнь и творческий путь В.М.Шукшина.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством Шукшина;

  • воспитывать гуманное отношение к людям;

  • развивать умение аргументировать собственную точку зрения.

Эпиграф:

Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко подобрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живём на земле… Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…

В.М. Шукшин

Слово учителя:

Сегодня у нас на уроке состоится разговор об удивительно талантливом и разносторонне одарённом человеке – актёре, прозаике, киносценаристе, режиссёре. Этот замечательный человек В.М.Шукшин

Я думаю, что вы не только познакомитесь с его биографией и творчеством, но каждый из вас унесёт с этого урока частичку его души и не растеряет её, а приумножит на своём жизненном пути.

А каков был жизненный и творческий путь В.М. Шукшина?



Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Край сибирский.

Пейзаж неброский.

Бьёт в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.



Сообщение учащегося «ШУКШИН-человек и писатель». (Портрет на экране.)

Родился в 1929 году. Вырастила Васю и его сестрёнку Талю (Наталью) мама, Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина – добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь. В 1943 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки.

«Пусть это не покажется странным, но в моей жизни очень многое определила война. Почему война? Ведь я не воевал. Да, я не воевал. Но в те годы я уже был в таком возрасте, чтобы многое понять и многое на всю жизнь запомнить».

Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь. И тут очень важно понять, каким он уходил из дома. Конечно, деревенский подросток, из «медвежьего угла», из беднейшей семьи. Но подросток, много прочитавший, по-настоящему читавший – все подробности в цикле рассказов «Из детских лет Ивана Попова». И там же, в небольшом рассказе «Гоголь и Райка», Шукшин вспоминает про корову Райку, которая пришла к воротам с брюхом, проколотым вилами. В «Калине красной « эта беда станет одной из причин, почему Егор Прокудин стал преступником. Очень близко сходилась в юности судьба писателя с такой судьбой.

Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробовал поступить в военно-авиационное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку.

После демобилизации он вернулся в Сростки, очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: «Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал». Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу, продала тёлочку, кстати, тоже Райку. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии (ВГИК), существует немало легенд. Тем более что он и в самом деле пришёл этот, по-нынешнему говоря, элитарный вуз в гимнастёрке и сапогах, уже внешне выделялся среди абитуриентов, столичных мальчиков и девочек из семейств, причастных к искусству. И конечно, ему пришлось навёрстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а я уж как-нибудь. По его собственным словам, «хоронил в себе от посторонних глаз неизвестного человека, какого-то тайного борца, нерасшифрованного».

Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдата Фёдора в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора» (1959). Последняя роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм «Живёт такой парень» (1964). Последняя – «Калина красная» (1978). Первый появившийся в печати рассказ – «Двое на телеге» (1958). Первая книга – сборник рассказов «Сельские жители» (1964).

Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма «Они сражались за Родину».

Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма «Печки-лавочки». В нем несколько сцен. Ваша задача- определить по ним главные темы творчества Шукшина.

(Работа в группах.)

Обсуждение просмотренного.(темы: крестьянство, семья, праздник, старое и новое, слияние с природой, город)


Мы увидели, что в этом фильме снимался В.М.Шукшин. Послушаем сообщение «ШУКШИН-актер и режиссер».


Последняя режиссерская работ в кино «Калина красная». Вы посмотрели этот фильм дома.

-Ваши впечатления от рассказа.

-Чем начинается рассказ?

-Чем заканчивается?

-Вспомните эпизод «Свидание Егора Прокудина с матерью».

Почему Егор не признался матери, что он ее сын?

-Сравните этот эпизод с Притчей о блудном сыне.

-.О чем кинороман «Калина красная»?


Пока мы с вами знакомы с 3 рассказами писателя Шукшина. Какие из них вам понравились? Темы рассказов? Что хотел сказать автор? На стороне каких героев симпатии писателя?



Слово учителя:

Пожалуй, самое главное качество Шукшина – это любовь к Человеку, к малой родине.

В. Астафьев говорил: «Я всё время пытался, когда встречался с В.М., представить, на что он похож обликом своим, характером, своим нравственным поведением, своей мужественностью и суровой внешностью? И только сегодня понял, что В.М, — вылитая его, так сказать, родная сторона».

Малая родина. Деревня. С ней связан В.М. кровными узами, за неё болел душой.

Вопрос классу:

— А как вы понимаете значение слова «душа»? (Словарь С.И. Ожегова: душа — внутренний, психический мир человека, его сознание).

— Какие ассоциации у вас возникают? (Ответы учащихся)

Постарайтесь ответить на вопрос: «Чем дорога автору его малая родина»

Учитель:

Тема родины тесно связана с темой матери, простой русской женщины-крестьянки, труженицы, которая проходит через всё его творчество. В ряде рассказов показаны известные ему деревенские женщины, прожившие тяжёлые военные годы, потерявшие мужей, состарившиеся в нужде и заботах, нередко покинутые своими детьми, уехавшими в город. И в ряду этих женщин на первом месте стоит его мать, судьба которой в этом плане типична.

В. Шукшин принёс в литературу нового героя – сельского мужика.

Очень точно о сути творчества Шукшина сказал М. Шолохов: «Не пропустил он момент, когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно… Правда – непреложный закон Шукшина. Он считает, что человеку надо говорить не подслащенные комплименты, а полную правду, какой бы горькой она ни была. Это необходимо, хотя бы из уважения к тому самому человеку, о котором мы пишем»

Герои Шукшина ищут веры, добра, справедливости.



Звучит песня на стихи Н.Рубцова «Молитва».

-О чем она?

Заключительное слово учителя:

Душа человеческая… Какая она? Кто может понять её? Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво – душа. А ничего лучше и прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

Жаль, что В.М. рано ушёл из жизни: ему было 45 лет. Остались нереализованными самые заветные планы писателя. «Твой сын, Россия, горячий брат наш». Так проникновенно и точно назвал Шукшина писатель В. Распутин. Он, рождённый Россией, её народом, действительно стал нашим братом.

Пройдут годы, всё так же будут шуметь берёзы, всё так же будет катить воды Катунь, всё так же будут стоять Сростки, но слова этого человека, облик его будет в годах всё более благороден и светел, потому что Шукшин остаётся для нас нашей совестью. Мне хотелось, чтобы в вашу душу запали строки Шукшина:

«Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко подобрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живём на земле… Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»

Мне очень хочется верить, что смотрите вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого нормального человека.

Продолжите фразу «Мне больно, когда…»

Песня С. Михайлова «Я помню»

Домашнее задание:

Прочитать рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Срезал», «Забуксовал», «Сураз», «Верую».

Задание по желанию после чтения произведений: определить темы прочитанных рассказов.

Список литературы

1.Рассказы В.М.Шукшина.

2.Литература: учебник для 11 класса. Ч. 2. И.Н.Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Литература в 11 классе: книга для учителя: методическое пособие. И.Н.Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2010.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Исследование последовательного и параллельного соединения проводников"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: