Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
города Серпухова Московской области
Конспект урока литературы в 5 классе
«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»
Учитель русского языка и литературы
Асланова Александра Валерьевна
2012 год
Тема урока литературы:
«Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Аллегория и мораль».
Цели урока.
1.Образовательные.
1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
2) Продолжить знакомство со словарями В.И.Даля: знакомство со сборником «Пословицы и поговорки», с толковым словарем.
3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
4) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет.
5) Познакомить с термином аллегория.
6) Дополнить знания об особенностях жанра басни.
7) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.
2.Развивающие.
1) Формировать самостоятельного и активного читателя.
2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.
3) Развивать чуткость к художественному слову.
4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
3.Воспитательные.
1) Обогащать духовный мир ученика.
2) Воспитывать сопротивление невежеству.
Концепция урока.
Выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения.
Оборудование.
Читательские дневники учащихся, карточки со схемами для анализа персонажей басни, карточки с опорными оценочными высказываниями, словарик урока (на доске).
Оформление классной доски
Число
Словарик урока Тема басня
ленивая мудрая Он баснописец и поэт народный- мораль
наглая рассудительная вот в чем его великость. тема, идея
спокойная В.Г.Белинский персонаж
беспечная История твердит – вот человек сюжет
недружелюбное каков, а должен быть каким – вещает аллегория
невнимательное басня.
подлое Вольтер невежа
вежливое деликатное невежда
1.Эмоциональная зарядка.
— Начнем словами К.Паустовского: «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед». Как вы понимаете это высказывание?
-С.Маршак делает вывод: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной». Слово в руках писателя творит чудо! С какими художниками слова вы познакомились, что заинтересовало вас в прочитанном на днях? Поделитесь эмоциями, «Дневник читателя» вам поможет.
2.Сообщение темы, целей урока.
-Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».
-Что такое эпиграф?
-Эпиграф – «окно в душу автора», «окно в душу произведения», «окно в суть урока». Я нашла два таких окошка-эпиграфа. Прочитаем их.
-Какой эпиграф наиболее подходит к уроку? Об этом поговорим в конце урока.
3.Повторение пройденного материала, проверка дом. задания.
-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
-Отправляемся в 19 век, для того чтобы узнать о басне еще кое-что.
1)Художественно-ролевая игра (подготовленные ученики).
Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу «Эзоп.Басни».
Продавец. Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?
Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.
Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.
Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.
Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки. Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.
-Что нового вы узнали о басне?
2)Чтение наизусть ( д.з. «Лебедь, Щука и Рак»)
3)Опрос.
-Что вы знаете о «бродячих сюжетах»?
-Кто смог найти пару-тройку басен различных авторов, использовавших «бродячие
сюжеты»?
( Эзоп «Муравей и Жук», Лафонтен «Кузнечик и муравей», Сумароков «Стрекоза»,
Крылов «Стрекоза и Муравей»).
4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».
-Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?
-Думаю, получится увлекательный разговор.
1)Словарная работа.
-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова
невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)
2)Целевая установка.
-Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело
и невежей, и невеждой?
3)Чтение наизусть учителем.
4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).
5)Беседа по содержанию.
-Прочитайте басню про себя, о чем басня?
Физкультминутка
-А сейчас разминка для головы и для тела. Движения повторяйте за мной, отгадку хочу услышать сразу после разминки.
Стоит дуб-стародуб,
На том дубе-стародубе
Сидит птица-вереница,
Никто ее не понимает –
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Солнце на небе)
6)Пообразный анализ
-У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)
1.Портрет.__________ __________ 4.Отношение
к другим персонажам.
2.Речь.____________________ ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ ____________5.Характеристика
другим персонажем.
3.Поступки.________________ ___________6.Авторская
характеристика.
-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?
-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?
-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?
-Прочитайте реплики Свиньи.
-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?
-Оцените ее действия.
-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?
-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?
-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?
-Каких людей подразумевает автор?
-Такой прием , когда за изображением животного скрывается изображение человека, называется аллегорией. Аллегория – иносказание.
-Как нужно читать слова Свиньи?
Литературная минутка «Отгадай, кто я?»
-…мудрый, могучий, вековой, рассудительный…(дуб)
-Вспомните из темы «Сказки», недавно изученной, в форме чего древние люди представляли мир?
-Почему именно дуб связывали с образом мира, Вселенной?
-С каким чувством люди-язычники относились к дубу?
-Такое отношение нашло отражение во многих жанрах фольклора: загадках, пословицах, народных песнях. Продолжает ли Крылов эту традицию?
-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.
-Что означает слово «вековой»?
-Прочитайте слова Дуба.
-Как понимаете слово «промолвил»?
-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?
-Как нужно прочитать слова Дуба?
-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.
-Скажите о нем несколько слов.
-Как нужно прочитать его слова?
в)Работа со словами морали.
-Какова тема басни?
-Где отражена тема?
-Идея басни?
-Где сосредоточен ее смысл?
-Что такое мораль?
-Как понимаете слова морали?
-С каким чувством автор выражает свою позицию?
5. Чтение по ролям.
6.Работа со словарями.
-Образ свиньи нашел отражение во многих пословицах и поговорках. Послушайте, постарайтесь понять смысл (работавшие дома со словарями).
-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре и в литературе?
7.Домашнее задание.
Басню выучить наизусть, определение аллегории знать, иллюстрации с комментариями (по желанию).
8.Оценочные высказывания.
Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.
Меня захватывают басни Крылова тем, что …
В баснях Крылова, как живые, …
Поэт не спешит с моралью …
В басне иронично …
Секрет басни в том, что …
Герои незабываемы, потому что …
9.Работа с эпиграфом.
Какой из двух эпиграфов более точно отражает тему нашего урока? Обоснуйте свою точку зрения.
Оценивание работы на уроке.
Источники:
«Литература.5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.:Просвещение,2002»
Курдюмова Т.Ф. Литература.5 кл.: Методические рекомендации. -М.: Дрофа,2000.